Главное меню  

   

Кто на сайте?  

Сейчас 17 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

   
Шаблоны Joomla 3 тут

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НОО 8 ВИД ВАРИАНТ 1,2 2018 г.doc

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НОО ВАРИАНТ 7.1 2018 г.doc

 Адаптированная образовательная программа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

на 2013-2014 учебный год

 Содержание:

Раздел I. Паспорт Программы

Раздел II. Концептуальные основы работы МКОУ СОШ с. Сергеевка с детьми с ОВЗ

2.1.Характеристика контингента учащихся с ОВЗ

2.2.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ

2.3.Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ

2.4.Анализ образовательного пространства школы.

 Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с ОВЗ.

Раздел IV. Основные подходы к организации образовательного пространства школы.

4.1.Содержание образования для детей с ОВЗ.

4.2.Организация психолого – медико - педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в школе.

4.3.Организация воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

4.4. Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ
4.5. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы

4.6. Система аттестации обучающихся с ОВЗ.
4.7. Мониторинг образовательного процесса обучающихся в ОВЗ.

Раздел V. Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной программы.

Раздел VI. Приложения.

Раздел I. Паспорт Программы

 

Наименование Программы

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МКОУ СОШ с. Сергеевка

Основания для разработки Программы

В своей деятельности школа руководствуется Уставом, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка и его законных интересов.

Программа разработан на основе федерально-правовой базы:

- закона РФ «Об образовании»

- Типовым положением о специальном коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным Постановлением правительства РФ от 12.03.1997г. № 288.

-Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 г. «№ 189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г. № 189).

- Конституции РФ

- Конвенции о правах ребенка

- Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"

Заказчик Программы

Администрация МКОУ СОШ с. Сергеевка

КоординаторПрограммы

Администрация МКОУ СОШ с. Сергеевка

Основной разработчикПрограммы

Администрация МКОУ СОШ с. Сергеевка, творческая группа.

Стратегическая цель Программы

Создание в МКОУ СОШ с. Сергеевка гуманной адаптированной среды для детей с задержкой психического развития и особой лечебно - педагогической среды для умственно отсталых учащихся с целью социально – персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном социально – экономическом и культурно - нравственном пространстве.

Стратегические задачи Программы

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;

Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Сроки реализации Программы

2013-1014 учебный год.

Основные мероприятия программы

Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.

Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.

Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.

Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.

Источники финансирования Программы

Муниципальный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.

Ожидаемые результатыреализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Обеспечение высокого уровня качества образования для обучающихся с ОВЗ.

Достижение высоких показателей коррекционной работы:

-уменьшение количества детей с диагнозом VII вид на ранней ступени обучения;

- подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации;

Организация качественного профессионально-трудового обучения для учащихся VIIIвида.

Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.

Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционныетехнологии до 40%.

Система организацииконтроля исполненияПрограммы

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Контроль хода исполнения адаптированной образовательной программы осуществляет Управление образования администрации Хабаровского муниципального района.

Постановление об утверждении программы

Решение педагогического совета

Протокол № 9 от 30.08.13. , приказ № от .

 Раздел II. Концептуальные основы работы школы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 МКОУ СОШ с. Сергеевка образовано в 1981 как общеобразовательная школа. Однако современные социально-экономические условия, ФЗ « об образовании в РФ» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг. На закрепленной за МКОУ СОШ с. Сергеевка территории зарегистрированы и проживают 39 детей с ОВЗ в возрасте от 7 до 16 лет.

Родители детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их по месту жительства в МКОУ СОШ с. Сергеевка. По этой причине в 2013-2014 учебном году в состав контингента обучающихся входят 39 человек – дети с ОВЗ : 31 человек VII вида, 8 человека VIII вида.

На начало 2013 - 2014 учебного года в школе на учете по специальному коррекционно- развивающему обучению состоит всего 38 обучаемых , из них:

YII вида ( дети с задержкой психического развития)

3 класс- 4 чел.

4 класс — 1 чел.

5 класс — 5 чел.

6 класс – 4 чел.

7 класс — 10 чел.

8 класс - 3 чел.

9 класс — 3 чел.

YIII вида ( дети с нарушением интеллекта)

3 класс – 1 чел.

4 класс – 2 чел. / из них 1 чел.- обучение на дому

5 класс - 2 чел. / из них 1 чел.- обучение на дому

6 класс – 1 чел.

8 класс — 2 чел.

Социальное положение обучаемых:

Полные семьи: 18 чел.

Учащиеся, проживающие только с матерью – 13

Учащиеся, проживающие только с отцом – 1

Опекаемые — 6 чел

30 человек обучаются по ОБУП VII вида

Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).

Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

8 человек – дети с ОВЗ VIII вида. Эти обучающиеся имеют серьезные нарушения в интеллектуальном развитии и в условиях обучения в общеобразовательной школе требуют к себе самого пристального внимания. У этих детей наблюдается системное нарушение речи легкой степени, низкий уровень логического мышления, отсутствие оперативной и долговременной памяти

Обучение по индивидуальной образовательной программе на основе образовательных программ С(к)ОУ VIII вида и учебному плану С(к)ОУ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью 2ребенка обучаются на дому, для них составлен индивидуальный учебный план

 Индивидуальный учебный план домашнего обучения ученика 4 класса МКОУ СОШ с. Сергеевка NNNNNN 

Обучение по вспомогательной программе VIII вида на 2013-2014 учебный год 

Учебные предметы

Количество часов

1

Чтение и развитие речи

2

2

Письмо и развитие речи

2

3

Математика

1

4

Изобразительное искусство

2

5

Труд

1

ИТОГО : предельно допустимая нагрузка 8 часов

 Индивидуальный учебный план домашнего обучения ученика 5 класса МКОУ СОШ с. Сергеевка NNNNNNNNNNNNNN 

Обучение по вспомогательной программе VIII вида на 2013-2014 учебный год 

Учебные предметы

Количество часов

1

Чтение и развитие речи

2

2

Письмо и развитие речи

2

3

Математика

1

4

Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (Окружающий мир)

1

5

Изобразительное искусство

1

6

Труд

1

ИТОГО : предельно допустимая нагрузка 8 часов

 Школа реализует в своей деятельности спектр образовательных услуг по программам: начального общего, основного общего образования.

 для детей с ОВЗ ( обучающихся инклюзивно в классах)

 2.2.Характеристика режима образовательного процесса

 Режим работы школы – 6 дней.

 Начало занятий в 8.00

 Продолжительность урока - 45 мин.

 Продолжительность перемен от 10-20 мин.

 Период обучения – 4 учебных четверти, продолжительность учебного года 34 недели.

 Каникулы – 30 дней

 На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы в первую и во вторую половину дня продолжительностью 30 минут

 Форма образования: очная, индивидуальное обучение на дому.

 Объем максимальной учебной нагрузки:

 Начальная школа: 2 кл.– 25 часов, 3класс — 27 часов, 4 класс — 28 часов, 4 кл. (обучение на дому) – 8 часов

 Основная школа: 5 кл.– 28 часов, 5 класс (домашнее обучение) — 8 часов, 8 кл.– 33 часа.

 В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуально-групповые занятия, внеурочные виды деятельности.

 Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой психолого-медико-социальной службы (консультации с психологом)

 В школе проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. В школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования. Организованы: летний отдых при школе, дидактические паузы между уроками.

 В учреждении существуют следующие меры безопасности: пожарная сигнализация, журнал учета посетителей. С учащиеся с ОВЗ постоянно проводятся беседы по технике безопасности, по ПДД.

 2.3. Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.

 В школе на 1 сентября 2013 года преподают 12 человек, работающие с данной категорией детей. Среди них только 2 специалиста, имеющие специальное образование для работы с детьми с ОВЗ(Таскаева О.В., Бельская Л.А.) . С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной Программы начального и основного общего образования, коррекции недостатков их физического и психического развития введены в штатное расписание общеобразовательного учреждения ставки педагогических работников (педагог-психолог, логопед) .

 Уровень знаний учителей повышается за счет самообразования ,организации и проведение семинаров, мастер классов, консультаций со специалистами ,работающих в этой области.

 Материально-техническое оснащение

 В школе функционируют следующие кабинеты специального назначения: кабинет информатики, кабинет технологии, библиотека, столовая , спортзал.

 Питание – горячий обед.

 УМК

 В обучении детей с ОВЗ используются программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под ред.: В.В. Воронковой, И.М. Бгажноковой, А.М. Щербаковой, А.Р. Маллера. Программы максимально адаптированы к условиям школы и возможностям учащихся. Программы учитывают особенности познавательной деятельности с задержкой психического развития и умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения.

Материально-техническое оснащение и УМК не в полной мере создает необходимые условия для реализации концепции инклюзивного образования.

2.4. Анализ образовательного пространства школы

Образовательная деятельность школы направлена на решение социальных задач, конкретных потребностей родителей и детей, учитывает четыре основополагающих принципа: научить жить, научить жить вместе, научить учиться, научить работать – социализация, трудовая реабилитация, адаптация в обществе учеников.

При работе с детьми с ОВЗ внимание уделяется следующим моментам:

- государственный заказ;

- потребности учащихся;

- ожидание родителей;

- потребности педагогов;

удовлетворение ожиданий учреждений профессионального образования 

Социальный заказ

Предполагаемые пути его реализации

Степень выполнения заказа

1. Сохранение и укрепление здоровья детей

- диагностика физического, психического, нравственного здоровья учащихся;

- работа школьного ПМПк;

- листок здоровья класса;

- диспансеризация учащихся в соответствии с графиком;

- улучшение медицинского обслуживания;

- создание щадящего и охранительного режима образовательного процесса;

- развитие спортивно-оздоровительной работы;

 

- организация питания;

динамические паузы, физкультминутки;

- игровые зоны в классах;

- проведение Дней здоровья;

- участие в спортивных мероприятиях школы и района

 

- контроль питания школьной комиссией, администрацией.

2. Качественное и эффективное образование.

- трудовое образование;

- работа по индивидуальным учебным планам;

- надомная форма обучения;

- индивидуальное обучение ( по рекомендации ПМПк школы);

3. Расширить возможности дополнительного образования.

- усиление гуманистического, культурологического, нравственного аспекта дополнительного образования.

- внедрение новых курсов доп. образования в школе;

- участие в районных конкурсах;

4.Социализация учащихся

- нравственное воспитание;

- социально-бытовая ориентация;

- классные часы;

- родительские собрания;

- посещение театров, выставок;

- экскурсии;

- посещение Дней открытых дверей в колледжах, ПТУ;

5. Совершенствование методической работы в школе.

- расширение поисковых методик, использование современных педагогических технологий (в том числе информационных);

- усиление направления методик на развитие коммуникабельности, диалоговой культуры общения;

- взаимопосещение уроков, организация открытых уроков, семинаров;

 

- факультативная, внеурочная деятельность, занятия в библиотеке;

- сюжетные игры, праздники;

6. Совершенствование предметной среды

- создание комфортных условий жизнедеятельности учителей и учащихся в школе, культуры школьного быта;

- оформление ОУ работами детей,

- организация выставок;

- совершенствование классных комнат;

-оборудование и переоборудование помещений школы;

7. Совершенствование организационно-управленческого компонента.

- усиление культуры управления;

- обеспечение функциональной психолого-медико-педагогической службы.

- постоянная модернизация системы управления, разработкафункциональных обязанностей всех управ-ленческих единиц, положений обо всех структурах;

- планирование работы всех единиц и структур;

- повышение роли педсоветов, МО, планирование их работы, контроль выполнения решений.

 Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ.

 Система специального обучения детей с ЗПР предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с учащимися.

 Цели занятий – индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. Коррекционные (индивидуальные и групповые) часы проводятся:

учителем общеобразовательного класса

При проведении коррекционных занятий учителя учитывают:

 интерес ребенка к учению;

-состояние психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи);

-работоспособность;

-усидчивость;

-темп работы;

-умение самостоятельно преодолевать затруднения в решении поставленных задач;

-принимать помощь учителя.

Содержание индивидуальных занятий максимально направлено на развитие ученика. На занятиях используются различные виды практической деятельности: действия с реальными предметами, счетным материалом, используются условно-графические схемы и графики что дает возможность для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач: формирование пространственных представлений, умение сравнивать и обобщать предметы явления, анализировать слова и предложения, различные структуры; осмысление учебных и художественных текстов; развитие навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчета. Формируются с помощью предметно-практической деятельности понятия, которые будут иметь в своей основе четкие и яркие образы реальных предметов, представленных в разнообразных связях друг с другом (отношениях общности, последовательности, зависимости и д.р.) Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений, например, коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры и элементы букв, правильно их соединять), техники чтения (плавности, беглости, выразительности), скорости, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочитанного.

В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, таблицами, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания стихотворений, отдельных правил или законов, таблицы умножения и др.

Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям:

- гражданско-патриотическое воспитание;

- трудовое воспитание;

- нравственно-эстетическое воспитание;

- охрана здоровья и физическое воспитание.

Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.

Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:

социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;

реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;

необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.

Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:

осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,

обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования;

создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию трудового обучения,

обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;

создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.

Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;

психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;

трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;

воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;

внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни

Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной лечебно – педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;

Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Ожидаемые конечные результаты Программы.

Адаптированная образовательная программа МКОУ СОШ с. Сергеевка реализуется в двух ступенях образования:

- первая ступень – начальное общее образование – 4 года,

- вторая ступень – основное общее образование – 5 лет

Обеспечение высокого уровня качества образования для обучающихся в ОВЗ.

Достижение высоких показателей коррекционной работы:

-уменьшение количества детей с диагнозом VII вид на ранней ступени обучения;

- подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации;

Организация качественного профессионально-трудового обучения для учащихся VIII вида.

Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.

Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии 

Содержание подготовки учащихся:

 на первой ступени обучения - педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, коррегировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия

 на второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы (в случае отсутствия у ребенка отклонений в умственном развитии, а также для детей VII вида), профессионально -- трудового обучения и выбора учащимся направления профессиональной подготовки (дети VIII вида) с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе

Подходы и организация образовательного пространства школы.
4.1. Содержание базового образования в школе.

Пояснительная записка к учебному плану 2013-2014 уч. год

По учебному плану специального (коррекционного) образования (VII вид) в условиях общеобразовательного класса основного общего образования (1- 9 классы) обучающихся с задержкой психического развития обучаются дети, начавшие обучение в общеобразовательной школе по общеобразовательной программе, но не усвоившие знания и умения в объеме требований программы, обнаружившие недостаточную функциональную готовность к обучению или испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации (по рекомендации психолого – медико – педагогических комиссий).

По специальной (коррекционной) программе VII вида в условиях общеобразовательного класса в начальной школе обучается 5 человек, в среднем звене обучается 25 человек.

Коррекционные курсы учебного плана основного общего образования обучающихся с нарушением психологического развития составлены с учетом решения двух основных задач:

продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение учащимися общеобразовательной программы (на основе применения методов и приемов, форм обучения, способствующих повышению работоспособности, активизации учебной деятельности);

- отслеживание результативности обучения и динамики развития учащихся.

Для учащихся, имеющих нарушения психологического развития, проводятся психокоррекционные занятия в соответствии с выявленными нарушениями: психокоррекция интеллектуального развития, психокоррекция эмоционально-волевой сферы, психокоррекция отклоняющегося поведения. Коррекционные (индивидуальные) занятия проводятся педагогом- психологом. Продолжительность обязательных коррекционных занятий с одним учащимся или группой не превышает 30 минут.

В целях коррекции отклонений в развитии обучающихся, воспитанников 5-9 классов, ликвидации пробелов в знаниях учителями-предметниками проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия. На индивидуальных, групповых занятиях развивающей направленности главное внимание уделяется восполнению пробелов в знаниях по учебным предметам и пропедевтике наиболее сложных разделов программы.

  • Учебный план МКОУ СОШ с. Сергеевка

    Программа специальных (коррекционных) учреждений 7 вида 

Образовательные области

Количество учебных часов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Родной язык и литература

8(6+2)

8(6+2)

7(5+2)

5(3+2)

5(3+2)

Английский язык

2

2

2

2

2

Математика

5

5

-

-

-

Алгебра

-

-

3

3

3

Геометрия

-

-

2

2

2

Информатика

-

-

-

1

1

Физика

-

-

2

2

2

Природоведение

2

-

-

-

-

Биология

-

2

2

2

2

География

-

2

2

2

2

Химия

-

-

-

3

2

История

2

2

2

2

-

История России

-

-

-

-

2

Всеобщая история

-

-

-

-

1

Обществознание

1

1

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

-

0,5

Музыка

1

1

1

1

0,5

Черчение

-

-

-

1

1

Физическая культура

3

3

3

3

3

Трудовая подготовка

2

2

2

2

2

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

1

1

Предпрофильная подготовка

-

-

-

-

1

Итого: обязательная нагрузка обучающегося

28

30

32

33

34

Всего: максимальная нагрузка обучающегося

28

30

32

33

34

 По специальной (коррекционной) программе VIII вида в условиях общеобразовательного класса в начальной школе обучается 3 человека. Исходя из основной цели обучения по специальной (коррекционной) программе VIII вида, общеобразовательная подготовка направлена на коррекцию познавательной деятельности, формирование положительных личностных качеств, социальную адаптацию и реабилитацию. Примерный учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся. Так как в школе отсутствуют специалисты коррекционной педагогики, часы обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий выделены для проведения дополнительных уроков, исходя из проблем в обучении учащихся. Разница в часах специальной (коррекционной) программы VIII вида и общеобразовательной программы зависит от специфических особенностей обучаемых, связанных с заболеваниями: медленный темп усвоения материала, недостаточная оперативная и долговременная память, низкий уровень логического мышления. Обучение в условиях общеобразовательного класса проходит по индивидуальному учебному плану и расписанию. 

При организации интегрированного изучения общеобразовательных предметов и учебных курсов, предусмотренных специальной (коррекционной) программой VIII вида, учитель при формировании тематического планирования учитывает приоритетные задачи включаемого курса и использует на уроке темы или задания, направленные на их выполнение 

По специальной (коррекционной) программе VIII вида в условиях общеобразовательного класса в среднем звене обучается 5 человек ( 5,6,8 классы). 

Исходя из основной цели обучения по специальной (коррекционной) программе VIII вида, общеобразовательная и трудовая подготовка учащегося направлена на коррекцию познавательной деятельности, формирование положительных личностных качеств, социальную адаптацию и реабилитацию. В связи с этим учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные коррекционные занятия. 

Количество часов, отводимых на предметы, изучаемые по общеобразовательной и специальной (коррекционной) программе VIII вида, а также образовательные компоненты не совпадают. В связи с этим обучение детей по специальной (коррекционной) программе VIII вида в условиях общеобразовательного класса проходит по индивидуальному учебному плану и расписанию.

Часы обязательных индивидуальных коррекционных занятий используются для проведения дополнительных уроков математики, письма, исходя из проблем в обучении учащегося. 

При организации интегрированного изучения общеобразовательных предметов и учебных курсов, предусмотренных специальной (коррекционной) программой VIII вида, учитель при формировании тематического планирования учитывает приоритетные задачи включаемого курса и использует на уроке темы или задания, направленные на их выполнение. 

4.2. Организация психолого – медико - педагогического сопровождения, социальной защиты детей в школе. 

Психолого-медико-педагогическое сопровождение для детей с ОВЗ организовано в школе с целью изучения личности, выявления возможностей ребенка с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Организация психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ возложена на классного руководителя, педагога — психолога и заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 

Основное общее образование - коррекционные курс «Социально-бытовая ориентировка

В учебный план школы включены коррекционные курсы и индивидуальные и групповые коррекционные занятия. 

Начальное общее образование - коррекционные курсы: развитие устной речи на основе изучения предметов, коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. 

Основное общее образование - коррекционные курс «Социально-бытовая ориентировка»; индивидуальные коррекционные занятия . 

Психологическое сопровождение образовательного процесса реализуется во время проведения коррекционной работы на уроках и во внеурочное время . В рамках сопровождения реализуются следующие программы: 

- Программа занятий по коррекции тревожности 

- Программа коррекционно-развивающих занятий «Уроки общения» 

Психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения в школе, консультирование всех участников педагогического процесса и пропагандирование дефектологических знаний. 

В школе складывается система оздоровительной работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, которая включает в себя следующие мероприятия: просветительскую работу с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных мероприятий и праздников. 

Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, ведут наблюдение за развитием, особенностями психических функций каждого ребенка.

Социально-педагогическое сопровождение обучающегося осуществляется классными руководителями и учителями.

В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, ведется индивидуальная работа с учащимися группы риска, осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспекторами ПДН, встречи с родителями, консультации педагога – психолога, обследование семей. Разработана и внедряется в действие программа по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся с ОВЗ в том числе. 

На психолого-медико-педагогическую службу возложена обязанность

  • отслеживать уровень психического и психологического развития учащихся;

  • вести коррекцию познавательных процессов, личностного и эмоционально-волевого развития детей,

  • оказывать психологическую помощь учащимся, имеющим трудности в поведении и общении;

  • своевременно выявлять социально-дезодаптированные семьи и оказывать психологическую поддержку детям из них.

     

    4.3. Содержание воспитания и внеурочной деятельности в школе.

    Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда школы ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.

     

    Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллекта, мы расширяем воспитательное пространство школы за счет внеурочной деятельности. Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к школе, но и включать ребят в жизнь, дает возможность коррегировать нарушенное развитие учащихся.

    Дополнительное образование реализуется по нескольким традиционным направлениям, охватывает все группы обучающихся с ОВЗ.

    Занятия по программам дополнительного образования проводятся в школе.

    Организуя дополнительное образование детей с ОВЗ в школе, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется на требования педагогической целесообразности организации детей. Существенным моментом является то, что, на наш взгляд, дополнительное образование не есть что-то второстепенное по отношению к базовому, а является логическим продолжением его. Дополнительное образование несет на себе основную ответственность за обновление содержания образования и его индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней. 

     

    4.4.Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса.

    Начальное общее образование

    Виды деятельности младшего школьника: 

  • индивидуальная и коллективная учебная деятельность

  • игровая деятельность

  • творческая деятельность (конструирование),

  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде)

  • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

    Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности 

  • научиться решать поставленные учителем цели;

  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу;

  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • овладеть различными видами игры;

  • научиться доводить начатое (для VIII вида – простое) дело до конца;

  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда (технологии);

  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить нормы этикета, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

    Задачи, решаемые педагогами: 

  • реализовать образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, игры, практики, конкурсы, соревнования)

  • обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную.

  • обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки, создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам. 

    Основное общее образование

    Виды деятельности школьника:

  • индивидуальная и коллективная учебная деятельность

  • проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта,

  • социальная деятельность,

  • творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание,

  • спортивная деятельность

    Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности 

  • научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом,

  • научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах деятельности,

  • выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности;

  • научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.

  • научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

    Задачи, решаемые педагогами: 

  • реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах,

  • подготовить учащихся к выбору профессии,

  • организовать систему социальной жизнедеятельности

  • создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий.

     

    4.5.Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.

    Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии: 

Традиционные технологии:

обязательные этапы на уроке:

- проверка усвоения пройденного;

- объяснение нового материала;

- закрепление полученных знаний;

- домашние задания

Технологии активных форм и методов:

виды уроков:

- уроки - путешествия;

- уроки-сказки;

- игра по станциям;

- путешествие

Технологии активных форм и методов:

- игровые технологии;

- проектная технология;

- работа в парах и группах;

Здоровьесберегающие технологии:

 

- психолого-педагогические приемы здоровьесбережения

- технологии телесно-ориентированного подхода

Авторские педагогические технологии:

- технологии индивидуального и дифференцированного подхода В.В.Воронковой, С.Д.Забрамной,-

Технологии организации внеучебной деятельности:

·                     коллективно-творческие дела И.П. Иванова

 4.6.Система аттестации учащихся. 

Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в 4 классе. Итоговая аттестация учащихся проводится в 9 классе 

В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутри школьного контроля. 

Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются:

  • мониторинг знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части учебного плана;

  • административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;

  • мониторинг знаний, умений и навыков учащихся по предметам вариативной части учебного плана;

  • мониторинг уровня развития учащихся (совместно с психологической и логопедической службой).

    4.7.Мониторинг образовательного процесса. 

Критерии и компоненты образовательного мониторинга

Показатели критериев

Периодичность контроля

Объект изучения

Ответственный

Качество образования.

Уровень освоения образовательной программы (контрольные работы, проверка техники чтения)

Итоговая государственная аттестация

1 раз в четверть

 

 

 

Июнь

ЗУН

Учитель, рук. МО

 

Учитель

Заместитель директора по УВР

Динамика развития психических функций и эмоционально - волевой сферы

Состояние высших нервных процессов

(листы динамики развития)

сентябрь

 

 

Психические функции

уч-ся

 

психолог

Состояние здоровья учащихся

Физическое развитие учащихся

Психосоматическое здоровье учащихся (медосмотр, листки здоровья и физического развития, данные о пропусках уроков по болезни, комфортность обучения, уровень адаптации к обучению в школе, уровень школьной тревожности).

Сентябрь, май

Учащиеся

Классный руководитель,

учитель физкультуры,

заместитель директора по УВР, психолог

Уровень воспитанности учащихся

Сформированность интегративных качеств личности.

Количество учащихся, состоящих на учете в ПДН.

Выявление учащихся группы риска.

Сентябрь, апрель

 

2 раза в год

 

 

1 раз в четверть

Учащиеся

 

Классный руководитель

Заместитель директора по ВР,социальный педагог

 

Социальное положение учащихся

Состав учащихся по уровню материального и морального благополучия (социальный паспорт класса).

Сентябрь

Учащиеся

Классный руководитель,социальный педагог

Степень социализации и трудовой адаптации

Данные социометрии,

Результаты трудоустройства,

Результаты участия учащихся школы в различных предметных конкурсах

Два раза в год

 

1 раз в год

 

Учитель трудового обучения,

Классный руководитель

 Раздел V . Контроль и управление реализации образовательной программы в школе
Контроль реализации образовательной программы основывается на системе управления Школой, исходит из необходимости постоянно осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса. В управление Школой на полноправной основе включается педагогический совет, являющийся одновременно и экспертным советом. Педагогический совет Школы проводит экспертную оценку программ, учебных планов, внедряемых в образовательный процесс, на основе анализа результатов деятельности коллектива по всем направлениям. Педагогический совет дает научное обоснование рекомендации по изменению содержания образования, выбора средств и методов обучения, воспитания, развития.Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.

Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную лечебно-озлдоровтельную коррекционно-развивающую образовательную среду. 

Задачи внутришкольного контроля: 

  • осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ;

  • осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;

  • осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части учебного плана;

  • осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части учебного плана;

  • предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе развития целостной образовательной среды;

  • осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;

  • осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании и обучении между I, II ступенями обучения;

  • осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу;

  • осуществлять контроль за осуществлением взаимосвязи основного базового и дополнительного образования..

    Главным итогом проведенного внутришкольного контроля будет достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям, готовность учащихся к освоению профессии.

    Внутришкольный контроль за образовательным процессом осуществляется по традиционным направлениям:

    1. Контроль за качеством преподавания. 

  • выполнение учебных программ;

  • эффективность урока;

  • методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;

  • обеспеченность учебным и дидактическим материалом;

  • индивидуальная работа с детьми;

  • соответствие преподавания Программе развития школы;

  • выполнение санитарно – гигиенических требований.

    2. Контроль за качеством обучения.

  • уровень знаний, умений и навыков учащихся;

  • достижение государственных образовательных стандартов;

  • навыки самостоятельного познания учащихся;

  • готовность к освоению содержания образования по предметам художественно – эстетического цикла.

    3. Контроль за ведением школьной документации. 

  • ведение школьных журналов;

  • ведение ученических дневников;

  • ведение ученических тетрадей;

  • оформление личных дел учащихся.

    План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями работы Школы. Формирование плана внутришкольного контроля производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы. Ежегодный план внутришкольного контроля является самостоятельным локальным актом школы.

    Модель выпускника школы

    Выпускник начальной школы - это ученик, 

  • который успешно освоил образовательную программу начальной школы;

  • у которого есть потребность выполнять правила для учащихся;

  • у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,

  • который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

  • который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

     

    Воспитанник школы: 

  • овладение общеучебными умениями и навыками;

  • овладение навыками общения и основами гигиены и здорового образа жизни,

  • сформированность психических процессов,

  • восприятие и понимание таких ценностей, как «школа», «учитель» «товарищ»

  • соблюдение порядка и дисциплины в школе и общественных местах; 

1.                   Семьянин: 

  • восприятие себя членом семьи;

  • психофизическое здоровье, 

1.                   Член сообщества:

  • овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать,

  • наличие потребности выполнять правила для уч-ся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.

1.                   Гражданин: 

  • проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру,

  • обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,

  • активное участие в жизнедеятельности класса и школы. 

1.                   Индивидуальность: 

  • развитие нравственных и эстетических начал личности.

    Выпускник основной школы – это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации. 

1.                   Воспитанник школы: 

  • уровень образовательных способностей, успеваемость;

  • участие в коллективных, творческих делах школы;

  • внешностные показатели поведения.

  • сформированность психических процессов. 

1.                   Семьянин: 

  • социальный статус семьи;

  • психофизическое здоровье.

1.                   Член сообщества: 

  • участие в досуговой деятельности;

  • характер межличностных отношений в коллективе. 

1.                   Гражданин:

  • сформированность правосознания;

  • сформированность человеческих качеств личности

  • профессиональная ориентация;

  • участие в самоуправлении. 

1.                   Индивидуальность: 

  • направленность и особенности личности;

  • гражданская позиция;

  • способность интегрироваться в различные социальные сферы.

     

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   

 

  СЧЕТЧИК ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН  

 

 

ПОСТУПИЛО

 

НА РАССМОТРЕНИИ

 

РЕШЕНО

 

 

 

3

 

 

0

 

 

3

 

© МКОУ СОШ с. Сергеевка