Главное меню  

   

Кто на сайте?  

Сейчас 96 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

   
Шаблоны Joomla 3 тут

 Пояснительная записка

 Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Примерных программ по русскому языку для ОУ с русским языком обучения (Москва: «Дрофа», 2007 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования; авторской программы по русскому языку М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова 2010 года.

 Программа по русскому языку авторов М.М. Разумовской и др. отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

 Программа соответствует главной цели обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении, которая  состоит в том, чтобы:

 · обеспечить языковое развитие учащихся,

 · помочь им овладеть речевой деятельностью:

 ü сформировать умения и навыки грамотного письма, рационально­го чтения, полноценного восприятия звучащей ре­чи,

 ü научить их свободно, правильно и выразитель­но говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

 В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе рас­ширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осоз­нать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой де­ятельности, овладеть навыками самоконтроля.

 Теоретическую основу обучения связной речи со­ставляют три группы понятий:

 ü текст:   смысловая  цельность,   относительная законченность    высказывания    (тема,    основная мысль), формальная связность (данная и новая ин­формация,  способы и  средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;

 ü стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

 ü функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.

 Уточнены и приведены в систему умения связ­ной речи. Они отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каж­дого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельнос­ти: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием выска­зывания (устного и письменного), совершенствова­нием устного и письменного высказывания.

 Содержание обучения связной речи (объем зна­ний и основных умений) в программе изложено изолированно, однако предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.

 Речевая направленность курса усилена и в язы­ковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы,    понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи, особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Предусматривается систематическая paбота по орфоэпии.

 Помимо указанных особенностей курса, надо отметить еще следующие.

 · Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как  переходный от  начального этапа учения к основному; 5—7 классы имеют  морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику, словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Некоторое изменение традиционной структура курса объясняется стремлением создать более бла­гоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причас­тие и деепричастие изучаются в б классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.

 · Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

 Помимо ставшего уже привычным внимания значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной се­мантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их един­стве.

 · Речевая направленность курса предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство  с  изобразительными  возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использо­ванием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

 · Каждый год обучения    строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий програм­мный материал в логике его развития.

 Распределение часов по темам примерное и кор­ректируется учителем с учетом хода усвоения учеб­ного материала учащимися.

 Статус документа

 Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования) на основе авторской программы по русскому языку М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова 2010 года.

 Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе в значительной степени предопределён Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования – регламентирующим документом Министерства образования и науки РФ.

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

 Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

 В соответствии с целью обучения программа под редакцией Разумовской М.М. направлена на усиление речевой направленности курса. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

 Программа предусматривает уточнение и приведение в систему умения связной речи, которые отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности.

 Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя.

 Содержание и структура материала 6 класса имеют морфолого-орфографическую направленность и включают вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.

 Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению.

 Программа предусматривает двухступенчатую структуру обучения: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

 Структура документа

 Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

 Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

 Общая характеристика учебного предмета

 Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

 Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

 Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

 В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

 Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

 Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

 Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

 Цели обучения

 Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ СОШ №42. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VI классе – 204 часа.

 Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

 Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 Результаты обучения

 Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

 2.Календарно-тематическое планирование

 На освоение содержания программы в 6 классе федеральным базисным учебным планом отведено 6 часов в неделю, т.е.  204 часа в год.

 Планирование предназначено для работы по учебнику: «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/   под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2008».

 Учебник содержит два раздела: 1)«Язык. Правописание. Культура речи»; 2)«Речь». Планирование составлено так, что эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.

 В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.

 Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие компоненты: уроки развития речи -40, контрольные работы- 6, контрольные диктанты -7,контрольные сочинения -2, контрольные изложения -2, письма по памяти -5, словарные диктанты - 8.

 Информация о  расхождении в распределении часов учебного времени в календарно-тематическом планировании и Программе по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова:6 «б» класс

 

Раздел, тема

Кол-во часов в Программе

Кол-во часов в КТП

Примечание

О языке

1

1

Программа рассчитана на 5 ч. в неделю (170 ч. в год), календарно-тематическое планирование – на 6 ч. в неделю (204 ч. в год). В связи с этим увеличено количество часов учебного времени на более сложные разделы («Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов», «Местоимение», «Речь»)

Речь

38

40

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

Грамматика (2 ч.)

Правописание (15 ч.)

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (40 ч.)

57

74

Морфология. Орфография (73 ч.)

Причастие и деепричастие (40 ч.)

Имя числительное (10 ч.)-10

Местоимение (19 ч.)-24

73

89

Резервные часы

1

 

Всего

170

204

 В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   

 

  СЧЕТЧИК ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН  

 

 

ПОСТУПИЛО

 

НА РАССМОТРЕНИИ

 

РЕШЕНО

 

 

 

3

 

 

0

 

 

3

 

© МКОУ СОШ с. Сергеевка