Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии 2004 года.
Курс «География. Страноведение» рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) в 7-х классах средней школы для обучения учащихся, прошедших курс географии 6-го класса, как по традиционной, так и по альтернативной программам, например «История географических открытий», а также тех, кто не обучался географии в 6-м классе. В содержании курса учитываются уже полученные школьниками при изучении «Истории Древнего мира» сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности.
Программа курса согласуется с программами курсов «Общее землеведение» (6-й класс; авторы – О.А. Климанова, В.В. Климанов) и «География России» (8-9-е классы), созданной авторским коллективом под руководством А.И. Алексеева.
В ходе изучения курса «География. Страноведение» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – страны.
Курс «География. Страноведение» содержит в себе географические характеристики стран мира (включая страны СНГ) и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии. Суть страноведческого подхода (так называемой теории комплексного географического страноведения) состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов.
Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительная характеристика двух стран, самостоятельная работа учащихся по изучению региона и практические работы, основанные на работе с различными источниками географической информации, в первую очередь картографическими.
Требования к уровню подготовки.
Планируемые результаты обучения по теме «Введение»
Учащиеся должны уметь:
ü объяснять значения понятий: физическая география, экономическая и социальная география, страноведение, государство, колонии, монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство;
ü давать характеристику «Политической карты мира» — по масштабу, охвату территории, содержанию;
ü находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства;
ü приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;
ü находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию;
ü показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах.
Планируемые результаты обучения по теме «Население мира»
Учащиеся должны уметь:
ü объяснять значения понятий: численность населения, плотность населения, языковая семья, городское и сельское население, урбанизация;
ü показывать по карте предполагаемые пути
расселения человечества на Земле;
ü называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время;
ü давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице;
ü приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту уютности. Давать характеристику карты «Плотность населения»;
ü объяснять расовые отличия разных народов мира;
ü приводить примеры различий между разными народами (этносами). Давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира», «Языковые семьи»;
ü приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;
ü называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте.
Планируемые результаты обучения по теме «Хозяйственная деятельность людей»
Учащиеся должны уметь:
ü объяснять значения понятий: первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичныйсекторы экономики), промышленность, добывающая и обрабатывающая, растениеводство, животноводство, сфера услуг;
ü приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;
ü называть причины изменений хозяйственной деятельности.
Планируемые результаты обучения по теме: «Природа Земли и человек»
Учащиеся должны уметь:
ü объяснять значения понятий: платформа, области складчатости, сейсмические пояса, основные и переходные климатические пояса, климатообразующие факторы, климатические области, Мировой океан, морские природные комплексы;
ü читать и анализировать карты «Строение земной коры», климатические карты; определять по карте и объяснять закономерности размещения осадочных и рудных полезных ископаемых;
ü давать характеристику климата, выбирая и используя соответствующие карты;
ü читать и анализировать климатограммы, давать характеристику климатических областей по климатическим диаграммам;
ü приводить примеры влияния рельефа и климата на жизнь людей;
ü называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;
ü доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;
ü показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника.
Планируемые результаты обучения по разделу «Материки, океаны и страны мира»
Учащиеся должны уметь:
ü показывать по карте отдельные материки и части света, океаны и определять их географическое положение, используя типовой план;
ü называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;
ü называть и показывать регионы Европы, Азии, Африки, Америки;
ü приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны;
ü называть характерные особенности природы материков и океанов;
ü давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;
ü приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственнуюдеятельность людей в океанах;
ü объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;
ü определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;
ü давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различныеисточники информации;
ü называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками всемирного природного и культурного наследия;
ü показывать по карте территорию отдельных регионов мира, ее границы по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;
ü характеризовать береговую линию, называя географические объекты;
ü выявлять черты различия природы Азии и Европы;
ü давать сравнительную характеристику природы Северной и Южной Америки;
ü объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;
ü называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа;
ü давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;
ü на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйствастран и народов.
Содержание |
Кол-во часов |
Сам. раб |
Практ. раб. |
Раздел 1. Введение |
4 |
- |
3 |
Раздел 2. Земля – планета людей |
13 |
2 |
4 |
Тема 1 «Население мира» |
6 |
1 |
2 |
Тема 2 «Хозяйственная деятельность людей» |
2 |
- |
- |
Тема 3 «Природа Земли и человек» |
5 |
1 |
2 |
Раздел 3. Материки, океаны и страны мира. |
48 |
5 |
31 |
Тема 4. «Евразия» |
3 |
- |
3 |
Тема 5. «Европа» |
13 |
1 |
10 |
Тема 6. «Азия» |
8 |
1 |
5 |
Тема 7 «Африка» |
6 |
1 |
4 |
Тема 8. «Америка – Новый Свет» |
10 |
1 |
4 |
Тема 8. «Австралия и Океания» |
5 |
1 |
3 |
Тема 9. «Полярные области Земли» |
3 |
- |
2 |
Раздел 4. Человек и планета: история взаимоотношений |
2 |
- |
- |
Итоговый контроль знаний |
1 |
- |
- |
ИТОГО |
68 |
7 |
38 |
Материально – техническое обеспечение:
ü атласы, контурные карты, географические карты
ü Технические средства обучения (компьютер, проектор, принтер);
Список литературы:
Основная литература:
ü базовый учебник: О.А. Климановой, Э.В. Ким «География. Страноведение» 7 класс. Издательство «Дрофа», 2011
ü контурная карта и атлас О.А. Климановой.
Дополнительная литература:
ü ресурсы Интернет: сайт «Открытый класс», www.informatik.kz, www.drofa.ru, www.pedsovet.ru, www.nsportal.ru
ü Тематическое планирование. География. Линия учебников О.А.Климановой, А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2008.
ü Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. Материки, океаны, народы и страны. М.: «ВАКО», 2005.