ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Примерных программ по литературе для ОУ с русским языком обучения (Москва: «Дрофа», 2007 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования; авторской программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Главная цель обучения литературе состоит в том, чтобы сформировать у учащихся ценностные ориентиры, художественный вкус, эстетические и творческие способности. Сбалансированный, ориентированный на логику предмета подход к планированию учебного материала направлен на решение этих важных задач.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
· Формирование эстетического идеала
· Развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь,
ü служит верному и глубокому постижению прочитанного,
ü содействует проявлению прочного, устойчивого интереса к книге,
ü содействует воспитанию доброты, сердечности и состраданию как важнейших качеств развитой личности
Образовательные задачи:
· Формирование умений
ü творческого углубленного чтения,
ü читательской самостоятельности,
ü умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа,
ü освоения предлагаемых произведений как искусства слова
· Формирование речевых умений:
ü составить план и пересказать прочитанное,
ü составить конспект статьи,
ü прокомментировать прочитанное,
ü объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте,
ü видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Для реализации задач литературного образования в 7 классе вариант построения курса концентрический на хронологической основе. Ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов Предусмотрено введение произведений определённых эстетических периодов и систем, что в дальнейшем позволит поставить вопросы о литературных направлениях.
Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Рабочая программа позволяет организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на явлениях, наиболее значимых для края, региона (краеведение).
Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, её автором и героями.
Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсуждённые в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьёзное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и учебнике.
Рабочая программа учитывает тот факт, что школьникам 7 класса необходимо
· сформировать представления о специфике литературы как искусства слова;
· развить умения осознанного чтения;
· развить способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей
На этом этапе чтения в программу вводятся базовые понятия. Необходимые для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причём при характеристике текста или комментария произведения равнозначимы как эстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного источника.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации выделяет в 7 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), данная программа рассчитана на 102 ч. в год, что составляет 3 часа в неделю. Увеличение часов федерального компонента произошло в результате добавления часа из регионального компонента общеобразовательного учреждения, что позволяет продолжить изучение этого курса на профильном уровне. Так как программа Г.Меркина не содержит примерное распределение часов по теме, рабочая программа составлена также на основе примерной программы.