Пояснительная записка.
В настоящее время актуальна проблема экологического состояния природы. Эта проблема обострилась вследствие техногенных катастроф и аварий, экологически неграмотного ведения хозяйства (промышленного, лесного, водного, сельского) и безответственного отношения к природе. Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у обучающихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в непрерывной связи с экологическими сведениями. Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что остается в этом мире будущим поколениям. Дети – это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за все живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в саморегуляции любой экосистемы, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только преподать ученикам естественнонаучные дисциплины, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к здоровью окружающей среды и здоровью человека. Данный курс по экологии призван изложить и полнее раскрыть неиспользованные резервы, расширить информационное поле учебного знания. Она позволяет выпускникам основной школы стать более компетентными в понимании ценности здоровья и его роли в жизни и выборе профессии. Курс способствует и практической направленности, выражающейся в обеспечении знаний здоровьесберегающих факторов среды, образа жизни, поведения.
Цель курса: ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы, с влиянием естественной среды и антропогенной среды на здоровье человека. Формирование активной экологической позиции у подрастающего поколения.
Задачи курса:
Повышение экологической грамотности учащихся;
Формирование у учащихся устойчивого осознания необходимости знаний о здоровье, как самом ценном даре, о бережном и грамотном отношении к здоровью, а также среде жизни;
Развивать у учащихся умение осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации;
Формирование умений определять связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью.
Содержательный материал курса поможет учащимся понять, почему
здоровье человека - физическое и духовное, - главное богатство человека, каким образом здоровье зависит не только от наследственности, но и от окружающей среды и от образа жизни, который ведет человек.
При изучении курса «Здоровье человека и окружающая среда» учащиеся познакомятся со следующими видами профессий : эколог, врач, психолог, фармацевт-провизор, ученый-генетик, диетолог, технолог пищевой промышленности, архитектор.
Виды деятельности и самостоятельность учащихся.
Для реализации данной программы необходимо использование учебного оборудования кабинета биологии: таблицы, слайды, приборы, компьютер, видеофильмы, учебная литература, а также библиотечный фонд школы, различные виды самостоятельных работ, интернет ресурсы.
Наиболее приоритетными методами данной программы курса являются:
Исследование собственного организма, влияние на здоровье бытовых
условий, образа жизни, экстремальных условий. (Практические работы)
Другие виды работ.
Методы работы :словесный, исследовательский, поисковый, наглядный, практический, игровой, метод коллективного творчества.
В учебном плане на индивидуальные занятия по экологии в 7 классе выделено 34 часа в год из расчета 1-го учебного часа в неделю. В курс экологии для 7 класса включены уроки, посвященные загрязнению окружающей среды, борьбе с загрязнением. Здоровье и предупреждение болезней. О среде жизнедеятельности человека. О здоровом образе жизни. Для понимания учащимися сущности курса экологии в программу введены практические работы, проведение наблюдений, различные виды познавательной деятельности. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету биологии и др.естественных дисциплин.
Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся должны, научится объяснять смысл закона экологии «Все связано со всем»: связи здоровья природы со здоровьем человека, его умением учится и экологической грамотностью, как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы, правила сохранения слуха, зрения, роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия. Называть экологические проблемы в жизни природы и человека, опасности для окружающей среды и здоровья человека, способы их предотвращения, правила экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни. Высказывать свое отношение к проблемам в области экологии, здоровья и безопасности. Стремится использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы:
I. Введение- 2 час
1. Естественная среда и здоровье человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека. Качество воды, воздуха, почв, климатические условия ,то от чего зависит здоровье, трудоспособность и долголетие человека. Экологический туризм. Климат, характеристика климатических факторов. Микроклимат. Влияние на организм климатических факторов. Экстремальные условия.
II. Антропогенная среда и здоровье человека- 9 час.
Современное состояние природной среды. Атмосфера как часть природной среды. Загрязнение атмосферы. Последствия загрязнения атмосферы. Кислотные дожди. Накопление вредных для здоровья веществ в пресной воде, почве, растениях, человеке. Охрана вод, почв. Радиация в биосфере. Экологические проблемы и как с ними бороться. Растения и здоровье человека. Загрязнение пестицидами продуктов питания. Их классификация.
III. Среда жизнедеятельности человека - 16 часов.
Образ природы в культуре России. Ландшафт как фактор здоровья. Природа биологических ритмов. «Совы» и «Жаворонки». Погода и самочувствие. Здоровье и болезнь. Здоровье и факторы риска болезни. Жизнедеятельность здорового человека. Практическая работа №1 «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья». Экскурсия в лес. Как получить заряд энергии от дерева. Найди свое дерево. Лечение плашками деревьев. Легенда о друидах. Ядовитые лекарственные растения и их применение. Поселение как среда жизни. Среда жилого помещения. Конференция на тему: «Мой дом – моя крепость». Практическая работа №2. «Факторы жилой среды. Экологический паспорт нашей квартиры». Опасность химического отравления. Влияние звуков на здоровье человека. Шум и здоровье человека. Исследовательская работа на тему «Шум – источник заболеваний. Профилактика «шумовых» болезней. Природная среда – источник инфекционных заболеваний. Не инфекционные эндемические заболевания. Лихорадка Западного Нила.
IV. Здоровый образ жизни 5час.
Труд, профессия и здоровье. Профессиональные заболевания. Их профилактика. Семья и здоровье. Забота о подрастающем поколении. Закаливание. Культура питания. Практическая работа№3 «Основы рационального питания. Нормы питания.» Витамины – БАВ. Их роль в питании и рационе человека . СПИД – коварная болезнь. Практическая работа№4 «Пути переноса ВИЧ (ролевая игра)». Алкоголизм и наркомания – болезнь химической зависимости. Профилактика. Табакокурение и последствия табакокурения .
V. Заключение - 2 часа.
Культура движения. Сколько жить человеку. Старение организма.
Биотехнология. Лекарства.
Медицина будущего. Профессия - врач. Заботы эколога.