Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «География России. Население и природа» составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии 6-11 классы для общеобразовательных учреждений, под редакцией А.И. Алексеева – М: «Дрофа», 2010 и авторской программы на основании учебника под редакцией А.И. Алексеева «География России. Население и природа 8 класс». Москва. Дрофа. 2011г. и рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные информационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (результаты обучения). В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, информационных.
Используемый УМК:
А.И. Алексеев. География России. Население и природа. 8 класс – М.: Дрофа, 2011.
Атлас. География России. Население и природа. 8 класс. А.И. Алексеев. Дрофа, 2009
Контурная карта. 8 класс – М.: Дрофа, 2009.
Содержание |
Кол-во часов |
Сам. раб. |
Практ. раб. |
Введение. Раздел 1. Пространства России |
6 |
1 |
3 |
Раздел 2. Природа и человек |
39 |
7 |
8 |
Тема 1. Рельеф и недра |
5 |
1 |
1 |
Тема 2. Климат |
6 |
1 |
3 |
Тема 3. Богатство внутренних вод России |
4 |
1 |
3 |
Тема 4. Почвы – национальное достояние страны5 |
5 |
1 |
1 |
Тема 5. В природе все взаимосвязано |
4 |
1 |
- |
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны |
11 |
1 |
- |
Тема 7. Природопользование и охрана природы |
4 |
1 |
- |
Раздел 3. Население России |
21 |
4 |
3 |
Тема 8. Сколько нас – россиян? |
3 |
1 |
2 |
Тема 9. Кто мы? |
2 |
- |
- |
Тема 10. Куда и зачем едут люди? |
4 |
1 |
1 |
Тема 11. Человек и труд |
1 |
- |
- |
Тема 12. Народы и религии России |
6 |
1 |
- |
Тема 13. Где и как живут люди? |
5 |
1 |
- |
Резерв |
1 |
- |
- |
Итоговый контроль знаний К\р |
1 |
- |
- |
Итого |
68 |
12 |
14 |