1. Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, а такжепримерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. –М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 к УМК для 5-9 классов /Авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.
Программа соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 8 классе.
Учебный план по литературе состоит из трех компонентов: федерального, регионального и школьного. Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом.
В изучении литературы в школе определились три направления: концентрическое на хронологической основе, жанрово-родовое и тематическое. Считается, что эти направления совершенно равноправны по отношению друг к другу.
Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей :
· воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого, углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
В конце программы и в учебниках для каждого класса основной школы рекомендуется литература для домашнего чтения, приводится примерный список для заучивания наизусть.
Рабочая программа полностью сохраняет содержание и структуру программы (авторы Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). Авторы и сами произведения сохранены в полном объеме, разделы, предусмотренные программой, представлены все. Авторами программы не предусмотрено распределение разделов и тем по часам. Таблица тематического распределения количества часов составлена на один учебный год.
2. Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ |
|
РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
|
Рабочая программа |
||
1 |
ВВЕДЕНИЕ |
1 |
2 |
Из устного народного творчества |
4 |
3 |
Из древнерусской литературы |
5 |
4 |
Из литературы VIII века |
6 |
5 |
Из литературы XIX века |
49 |
6 |
Из литературы XX века |
29 |
7 |
Из зарубежной литературы |
7 |
8 |
ИТОГОВЫЙ УРОК |
1 |
Итого |
102 |
Количество учебных часов:
В год – 102 ч., из них на
развитие речи – 5 ч. (классных соч. -2, домашних соч. – 3)
внеклассное чтение: 11ч.
В неделю – 3 ч.
3. Перечень контрольных письменных работ
1 |
Конкурс рефератов. |
2 |
Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». |
3 |
Классное сочинение по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» |
4 |
Подготовка к домашнему сочинению по повести И. С. Тургенева «Ася». |
5 |
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Астафьева. |
6 |
Классное сочинение-рассуждение по рассказу Л. Н. Толстого «После бала». |
4. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по литературе
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
5. Список учебно-методической литературы
1. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев– М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010
2. Литература. 8 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2008
3. Литература. 8 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./ Автор‑сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2009
4. Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). Ф.Е.Соловьева. М.: «Русское слово», 2011
5. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы 8 класс. Методическое пособие.( к учебнику «Литература.8 класс» М.: «Русское слово», 2012
6. Литература в 8 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова.-М.; «Русское слово» 2001