Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку 8 класс составлена на основе примерных программ по русскому языку.Федеральный компонент государственного стандарта М. «Дрофа», 2007. и примерной программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка 5-9 классы (автор программы В.В.Бабайцева).
УМК:
В.В.Бабайцева. Русский язык: Теория. 5-9 класс: учебник. Предпрофильное обучение. - М.: Дрофа, 2010
.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская. Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы: пособие к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы предпрофильное обучение. - М.: Дрофа,2012
В.В.Бабайцева, М.И.Сергиенко. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2011
На изучение русского языка в 8 классе (класс с углубленным изучением русского языка) отводится 175 часов (5 часов в неделю).
В рабочей программе изменено количество учебных часов, отводимых на изучение отдельных разделов курса. Это связано с тем, что Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования в объеме 170 часов.
Программа среднего общего образования рассчитана на 34 учебных недели, а учебный год составляет 35 учебных недель. Добавлены часы по всем темам учебного предмета.
Количество часов в неделю: 5 часов
Количество недель в году: 35 недель
Количество часов в год: 175 часов
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Особенностью нового комплекса является иной подход к развитию речи: теоретический и практический речеведческий материал органически включен во все уроки русского языка, обеспечивая тем самым интеграцию языка и речи.
Ориентировочный характер поурочного планирования предполагает творческое его использование (в отношении распределения учебного материала и времени на изучение различных тем, последовательность их изучения, замены или привлечения дополнительного дидактического материала) при условии обеспечения обязательного минимума содержания образования по русскому языку.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VIII класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
· дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
· фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
· определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
· рецензировать устный ответ учащегося;
· задавать вопросы по прослушанному тексту;
· отвечать на вопросы по содержанию текста;
· слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
· прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;
· используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;
· при необходимости переходить на изучающее чтение;
· читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
· пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
· вести репортаж о школьной жизни;
· строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
· создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
· составлять инструкции по применению того или иного правила;
· принимать участие в диалогах различных видов;
· адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
письмо:
· пересказывать фрагмент прослушанного текста;
· пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
· создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
· писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);· составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
текст:
· находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
· распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
фонетика и орфоэпия:
· правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
· оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
· разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
· разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
· пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
лексикология и фразеология:
· разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
· пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);
· оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
· находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
· распознавать части речи и их формы;
· соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
· опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
орфография:
· применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
синтаксис и пунктуация:
· опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
· различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;· правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
правильно строить предложения с обособленными членами;
· проводить интонационный анализ простого предложения;
· выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
· проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
· использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
· владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила