Главное меню  

   

Кто на сайте?  

Сейчас 95 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

   
Шаблоны Joomla 3 тут

 Раздел 1. Пояснительная записка

 Рабочая программа по литературе для 9 класса создана в соответствии с примерной образовательной программой по литературе на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования М.»Дрофа»,2007 год и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, 6-е издание, М. «Русское слово» 2008.

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

 Общая характеристика учебного предмета

 Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

 Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 § воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

 § развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

 § освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

 § овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

 На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

 Ø формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

 Ø обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

 Ø развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

 Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

 Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

 Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

 Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает  следующую организацию процесса обучения: в 9 классе предполагается обучение в объёме 102 часов (3 часа в неделю). В соответствие с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией Г.С.Меркина. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 9 классе реализуется программа базового уровня.

 Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и формы организации учебного процесса:

 · осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

 · выразительное чтение;

 · различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

 · заучивание наизусть стихотворных текстов;

 · ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

 · составление планов и написание отзывов о произведениях;

 · написание изложений с элементами сочинения;

 · анализ и интерпретация произведений;

 · написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

 · целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

 Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

 Важнейшими умениями в 5-9 классах являются следующие:

 · умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

 · выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

 · осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

 · умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

 · умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

 · умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

 · умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

 · умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

 · умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

 · умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

 · умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

 · умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.

 Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

 · выделение характерных причинно-следственных связей;

 · сравнение и сопоставление;

 · умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

 · самостоятельное выполнение различных творческих работ;

 · способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

 · осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

 · владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в сответствии с коммуникативной задачей;

 · составление плана, тезиса, конспекта;

 · подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

 · использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

 · самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

 - образную природу словесного искусства;

 - содержание изученных литературных произведений;

 - основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

 - изученные теоретико-литературные понятия;

 уметь

 - воспринимать и анализировать художественный текст;

 - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

 - определять род и жанр литературного произведения;

 - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

 - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

 - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

 - выявлять авторскую позицию;

 - выражать свое отношение к прочитанному;

 - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 - владеть различными видами пересказа;

 - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

 - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

 - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

 - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

 - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 Раздел 3. Учебно-тематический план

 

Тема раздела

Кол-во часов

Чтение наизусть

Тесты

Ответ на проблемный вопрос

сочинения

Терминологи-

ческий диктант

1

Введение

1

         

2

Древнерусская литература

5

1

1

 

1 домашнее

 

4

Литература ХVIII века

6

 

1

 

1 домашнее

 

5

Литература  ХIХ века

68

7

4

 

3 классных

3

6

Литература ХХ века

24

2

2

 

1 домашнее

1

7

Заключительный урок

1

         
 

Итого

102

10

8

   

4

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   

 

  СЧЕТЧИК ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН  

 

 

ПОСТУПИЛО

 

НА РАССМОТРЕНИИ

 

РЕШЕНО

 

 

 

3

 

 

0

 

 

3

 

© МКОУ СОШ с. Сергеевка