РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу: обществознание
Ступень обучения: 10 класс основного общего образования
Количество часов: Учитель: Гончарова И.Я..
обществознание 10 класс (профильный уровень)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с:
Примерными образовательными программами по обществознанию, Федеральный компонент государственного стандарта (федеральный базисный учебный план) М. «Русское слово» 2008г.,
примерной программой «Обществознание» ( автор .Н. Боголюбов. Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, 2012 г.)рекомендованныхМинистерством образования и науки РФ и являющейся адаптированной
. Рабочая программа составлена из расчета 102 часов , 3 часа в неделю на изучение курса обществознания (профильный уровень) в 10 классе школы .
Курс является интегративным, то есть включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, социальной психологии, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесообразной целостной системе. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции обществоведческого образования.
Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и других учебных предметов.
Назначение курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
1. развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
2. воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
3. освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
4. овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Требования к уровню подготовки выпускников полностью соответствуют стандарту и направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
1. Знать/понимать, данная рубрика включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися:
1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
2. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
3. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
4. особенности социально-гуманитарного познания;
2. Уметь, данная рубрика включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой:
1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
3. объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
6. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
7. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
8. подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
9. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в данной рубрике представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач, для:
. освоения типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, бщественных местах и т.п.); успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
2. совершенствования собственной познавательной деятельности;
3. осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
4. критического восприятия и осмысление актуальной социальной информации, получаемой в межличностном общении и поступающей из разных источников массовой коммуникации, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
5. решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
6. анализа современных общественных явлений и событий; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
7. предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
8. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
9. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
10. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
11. аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
12. написание творческих работ по социальным дисциплинам.
13. Для проверки уровня подготовки и качества знаний учащихся предусмотрены следующие формы текущей и промежуточной аттестации:
1. контрольные работы;
2. тематическое тестирование;
3. тематические зачетные и проверочные работы;
4. обобщающие уроки;
5. подготовка и защита учащимися рефератов, проектных и исследовательских работ.
6. написание эссе
7. Материально-техническое обеспечение курса:
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ[1]
1. 1С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.
2. Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.
3. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.В.Поляков, В.В.Федоров, К.В.Симонов и др.]; под ред. Л.В.Полякова. – М..: Просвещение, 2008. [Электронный ресурс]. – М.Просвещение, 2008.
4. Основы правовых знаний. 8 – 9 классы. [Электронный ресурс]. – М.: Российский фонд правовых реформ, ООО «Кирилл и Мефодий, 2002.
5. Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002.
6. 1С: Школа. Экономика. 10 – 11 класс ( 2 части). [Электронный ресурс]. – ЗАО «1С», 2007.
7. Человек и общество. Обществознание.10-11 кл. В 2 частях. [Электронный ресурс].-ОАО «»Просвещение», 2007
. Обществознание. Большая детская энциклопедия. [Электронный ресурс].-ООО «Издательство», Россия, 2008г.