Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная
культура» (11 класс) разработана на основе примерной федеральной программы по мировой художественной культуре, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Изучение МХК осуществляется в рамках базового курса, опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования и рассчитан на 1 час в неделю (34 часов в год).
В рамках изучения предмета используется следующий учебно – методический комплект:
1. Мировая художественная культура. 11 класс. Ч.1: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
2. Мировая художественная культура. Программы курса. 5-9 классы. 10-11 классы. Л.А.Рапацкая.-М.: Гуманитар. изд.центр Владос, 2010.
3. МХК. 10 11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура. 10-11 класс.»/ Сост. А.В.Хорошенкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
4. Электронное средство учебного назначения, разработанное к учебникам МХК для 10-11 классов (Министерство образования Российской Федерации, ЗАО «Новый Диск», 2003).
5. Учебное электронное издание по курсу «Культурология» (Министерство образования Российской Федерации, ЗАО «Новый Диск», 2003)
Цели и задачи изучения курса МХК на базовом уровне:
Приоритетными задачами и целями изучения МХК на базовом уровне являются:
■ развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
■ воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
■ освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
■ овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
■ использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Содержание курса:
Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 11 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное — выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса позволит учащимся выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.
Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как с уникальным и самобытным явлением, имеющим непреходящее мировое значение. Эта особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей мировой культуры.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне (11 класс) обучающийся должен знать/понимать
· основные виды и жанры искусства;
· изученные направления и стили мировой художественной культуры;
· шедевры мировой художественной культуры;
· особенности языка различных видов искусства;
уметь
· узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
· устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
· пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
· выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· выбора путей своего культурного развития;
· организации личного и коллективного досуга;
· выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
· самостоятельного художественного творчества.
Критерии оценивания учащихся 10-11 классов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ |
5 (отл.) |
4 (хор.) |
3 (уд.) |
2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) |
Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) |
Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов |
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя |
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы |
Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями |
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются |
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются |
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей |
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами |
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами |
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу |
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) |
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений |
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений |
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними |
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями |
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание |
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание |
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно |
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |