Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для обучающихся 8-9 классов составлена на основе:
ü Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС основного общего образования утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.
ü Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
ü Учебного плана основного общего образования МКОУ СОШ с. Сергеевка на 2018 – 2019 учебный год.
ü Списка учебников образовательного учреждения, соответствующему Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018 - 2019 уч. год, реализующих программы общего образования в соответствии с ФГОС
Цели курса:
· Формирование научной картины мира.
· Создание основы химических знаний, необходимых в повседневной жизни.
· Формирование навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, воспитание экологической культуры.
· Достижение обучающимися результатов изучения учебного предмета в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Задачами реализации программы учебного предмета являются:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
- осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
- приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
- формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении
техногенных и экологических катастроф.
Содержание курса химии включает:
Химия 8 класс – 68 ч, 2 ч в неделю
Химия 9 класс – 68 ч, 2 ч в неделю
УМК:
Химия. 8 класс : учебник / О. С. Габриелян. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 287, [1] с. : ил.
Химия. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 319, [1] с. : ил.
Отличительные особенности учебного курса: значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он позволяет сформировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить их безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Планируемые результаты освоения курса химии:
Выпускник научится:
· характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
· описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
· раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
· раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава;
· различать химические и физические явления;
· называть химические элементы;
· определять состав веществ по их формулам;
· определять валентность атома элемента в соединениях;
· определять тип химических реакций;
· называть признаки и условия протекания химических реакций;
· выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
· составлять формулы бинарных соединений;
· составлять уравнения химических реакций;
· соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
· пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
· вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
· вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
· вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
· получать, собирать некоторые газообразные вещества;
· распознавать опытным путем газообразные вещества;
· раскрывать смысл закона Авогадро;
· раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
· характеризовать физические и химические свойства воды;
· раскрывать смысл понятия «раствор»;
· вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
· приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
· называть соединения изученных классов неорганических веществ;
· характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
· определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
· составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
· проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
· распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
· характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
· раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
· объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
· объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
· характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
· составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
· раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
· характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
· определять вид химической связи в неорганических соединениях;
· изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
· раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
· определять степень окисления атома элемента в соединении;
· раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
· составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
· объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
· составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
· определять возможность протекания реакций ионного обмена;
· проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
· определять окислитель и восстановитель;
· составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
· называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
· классифицировать химические реакции по различным признакам;
· характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
· проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
· распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
· характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
· называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза;
· грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
· определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
· выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
· характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
· составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
· прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
· составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
· выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
· использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
· объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
· критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
· осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
· создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
(2 ч в неделю, всего 68 ч)
Предмет химии. Вещества. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии. Знаки (символы) химических элементов. Таблица Д. И. Менделеева. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении
Тема 1. Атомы химических элементов (9 ч)
Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов № 1 — 20 в таблице Д. И. Менделеева. Металлические и неметаллические свойства элементов. Изменение свойств химических элементов по группам и периодам. Ионная химическая связь. Ковалентная неполярная химическая связь. Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая. Металлическая химическая связь.
Тема 2. Простые вещества (6 ч)
Простые вещества-металлы Простые вещества-неметаллы, их сравнение с металлами. Аллотропия. Количество вещества. Молярный объем газообразных вещест.в Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов»
Тема 3. Соединения химических элементов (14ч)
Степень окисления. Основы номенклатуры бинарных соединений. Оксиды Основания. Кислоты. Соли как производные кислот и оснований. Аморфные и кристаллические вещества. Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12 ч)
Физические явления. Разделение смесей. Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Расчеты по химическим уравнениям. Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторах. Реакции соединения. Цепочки переходов. Реакции замещения. Ряд активности металлов. Реакции обмена. Правило Бертолле. Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе.
Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществом (3 ч)
Лабораторные работы:
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
2. Признаки химических реакций.
3. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов. Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Кислоты: классификация и свойства в свете. Основания: классификация и свойства в свете ТЭД. Оксиды: классификация и свойства. Соли: классификация и свойства в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов (2ч)
Лабораторная работа 4 Обнаружение сульфатионов и хлорид-ионов
Лабораторная работа 5 Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
(2 ч в неделю, всего 68 ч)
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (8 ч)
Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева. Амфотерные оксиды и гидроксиды . Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Химическая организация живой и неживой природы. Классификация химических реакций по различным основаниям. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы
Век медный, бронзовый, железный. Положение элементов - металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы. Химические свойства металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Понятие о коррозии металлов
Общая характеристика элементов IA группы. Соединения щелочных металлов. Щелочноземельные металлы. Соединения щелочноземельных Алюминий и его соединения. Железо и его соединения.
Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (2 ч)
Лабораторная работа 1 Изучение свойств металлов
Лабораторная работа 2. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.
Тема 3. Неметаллы (24 ч)
Общая характеристика неметалов. Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения. Водород. Вода. Галогены. Соединения галогенов. Кислород. Сера, ее физические и химические свойства. Соединения серы. Серная кислота как электролит и ее соли. Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты. Азот и его свойств. Аммиак и его свойства. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота как электролит, ее применение. Азотная кислота как окислитель, ее получение. Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях. Углерод. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды и способы ее устранения. Кремний. Соединения кремния. Силикатная промышленность.
Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 ч)
Лабораторные работы:
3. Изучение свойств кислот.
4. Получение, собирание и распознавание газов.
5. Решение экспериментальных задач по теме «Качественные реакции».
Тема 5. Органические вещества – 10 часов
Предмет изучения органической химии. Особенности органических веществ. Валентность и степень окисления. Теория А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии. Предельные углеводороды Гомологический ряд. Радикалы. Изомеры и изомерия. Названия предельных углеводородов, их физические и химические свойства. Непредельные углеводороды гомологического ряда этилена. Названия этиленовых углеводородов. Полимеризация, мономеры, полимеры. Гидрация и дегидрация. Спирты и их атомность. Предельные одноатомные спирты. Окисление этилового спирта в уксусный альдегид. Двухатомный спирт этиленгликоль. Трёхатомный спирт глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры Карбоксильная группа. Карбоновые кислоты. Их свойства, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями. Сложные эфиры, реакция этерификации. Применение. Жиры Предельные и непредельные жирные кислоты. Жиры как сложные эфиры. Применение жиров. Мыла. Аминокислоты и их амфотерность. Реакции поликонденсации. Пептидная связь и полипептиды. Первичная структура белков. Биологические функции белков. Свойства и качественные реакции. Углероды: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Глюкоза и фруктоза. Сахароза. Крахмал. Целюлоза.
Демонстрация качественной реакции на крахмал. Полимеры природные и синтетические. Реакции полимеризации и поликонденсации. Мономер, макромолекула, степень полимеризации. Структуры полимеров. Пластмассы.
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. (8ч)
Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химических реакций. Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакции. Окислительно-восстановительные реакции. Классификация и свойства неорганических веществ. Резерв – 2 ч