Главное меню  

   

Кто на сайте?  

Сейчас 248 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

   
Шаблоны Joomla 3 тут

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по химии для обучающихся 8-9 классов составлена на основе:

ü   Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС основного общего образования утвержденным приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 №1897.

ü   Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

ü   Учебного плана основного общего образования МКОУ СОШ с. Сергеевка на 2018 – 2019 учебный год.

ü   Списка учебников образовательного учреждения, соответствующему Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018 - 2019 уч. год, реализующих программы общего образования в соответствии с ФГОС

Цели курса:

·         Формирование научной картины мира.

·         Создание основы химических знаний, необходимых в повседневной жизни.

·         Формирование навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, воспитание экологической культуры.

·         Достижение обучающимися результатов изучения учебного предмета в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. 

Задачами реализации программы учебного предмета являются:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
  • осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
  • овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
  • формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
  • приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  • формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении

 техногенных и экологических катастроф. 

Содержание курса химии включает:

Химия 8 класс – 68 ч, 2 ч в неделю

Химия 9 класс – 68 ч, 2 ч в неделю 

УМК:

Химия. 8 класс : учебник / О. С. Габриелян. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 287, [1] с. : ил.

Химия. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 319, [1] с. : ил.

 

Отличительные особенности учебного курса: значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он позволяет сформировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить их безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. 

Планируемые результаты освоения курса химии:

Выпускник научится:

·      характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

·      описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

·      раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

·      раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава;

·      различать химические и физические явления;

·      называть химические элементы;

·      определять состав веществ по их формулам;

·      определять валентность атома элемента в соединениях;

·      определять тип химических реакций;

·      называть признаки и условия протекания химических реакций;

·      выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

·      составлять формулы бинарных соединений;

·      составлять уравнения химических реакций;

·      соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

·      пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

·      вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

·      вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

·      вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

·      получать, собирать некоторые газообразные вещества;

·      распознавать опытным путем газообразные вещества;

·      раскрывать смысл закона Авогадро;

·      раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

·      характеризовать физические и химические свойства воды;

·      раскрывать смысл понятия «раствор»;

·      вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

·      приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

·      называть соединения изученных классов неорганических веществ;

·      характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

·      определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

·      составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

·      проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

·      распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

·      характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

·      раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

·      объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

·      объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

·      характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

·      составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

·      раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

·      характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

·      определять вид химической связи в неорганических соединениях;

·      изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

·      раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

·      определять степень окисления атома элемента в соединении;

·      раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

·      составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

·      объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

·      составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

·      определять возможность протекания реакций ионного обмена;

·      проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

·      определять окислитель и восстановитель;

·      составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

·      называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

·      классифицировать химические реакции по различным признакам;

·      характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

·      проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

·      распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

·      характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

·      называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза;

·      грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

·      определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

·      выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

·      характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

·      составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

·      прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

·      составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

·      выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

·      использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·      использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

·      объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

·      критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

·      осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

·      создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 класс

(2 ч в неделю, всего 68 ч)

Введение (4  ч)

Предмет химии. Вещества. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Крат­кие сведения по истории раз­вития химии. Основополож­ники отечест­венной химии. Знаки (симво­лы) химических элементов. Таблица Д. И. Менде­леева. Химические формулы. Отно­сительная атом­ная и молеку­лярная массы. Массовая доля элемента в со­единении

Тема 1. Атомы химических элементов (9  ч)

Основные све­дения о стро­ении атомов. Состав атом­ных ядер: про­тоны и нейтро­ны. Изотопы Электроны. Строение элек­тронных оболо­чек атомов элементов № 1 — 20 в таблице Д. И. Менделе­ева. Металлические и неметалличе­ские свойства элементов. Из­менение свойств химиче­ских элементов по группам и периодам.   Ионная хими­ческая связь. Ковалентная неполярная хи­мическая связь. Электроотрица­тельность. Ковалентная поляр­ная химическая. Металлическая химическая связь.

Тема 2. Простые вещества (6  ч)

Простые веще­ства-металлы Простые вещества-неметаллы, их сравне­ние с металла­ми. Аллотропия. Количество ве­щества. Молярный объ­ем газообраз­ных вещест.в Решение задач с использовани­ем понятий «ко­личество вещества», «постоян­ная Авогадро», «молярная мас­са», «молярный объем газов»

Тема 3. Соединения химических элементов (14ч)

Степень окис­ления. Основы номенклатуры бинарных со­единений.   Оксиды Основания. Кислоты. Соли как произ­водные кислот и оснований. Аморфные и кристалличе­ские вещества. Чистые вещест­ва и смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12  ч)

Физические явления. Разделение смесей. Химические явления. Усло­вия и признаки протекания хи­мических реакций. Закон сохране­ния массы ве­ществ. Хими­ческие уравне­ния. Расчеты по хи­мическим урав­нениям.  Реакции разло­жения. Поня­тие о скорости химической ре­акции и катали­заторах.  Реакции соеди­нения. Цепоч­ки переходов.  Реакции заме­щения. Ряд активности металлов.  Реакции обме­на. Правило Бертолле. Типы химиче­ских реакций на примере свойств воды. Понятие о гид­ролизе. 

Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществом (3  ч)

Лабораторные работы:

1. Правила техники безопасности при работе в химиче­ском кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудова­нием и нагревательными приборами

2. Признаки химических реакций.

3. Приготовле­ние раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе. 

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18  ч)

Растворение как физико-хи­мический про­цесс. Раствори­мость. Типы растворов. Электролитическая диссоци­ация. Основные по­ложения те­ории электро­литической диссоциации. Ионные уравне­ния реакций. Кислоты: клас­сификация и свойства в свете. Основания: классификация и свойства в свете ТЭД. Оксиды: клас­сификация и свойства. Соли: класси­фикация и свойства в свете ТЭД. Генетическая связь между классами не­органических веществ.  

Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов (2ч)

Лабораторная работа 4 Обнаружение сульфатионов и хлорид-ионов

Лабораторная работа 5 Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества. 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

9 КЛАСС

(2 ч в неделю, всего 68 ч)

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (8 ч)

Характеристика химического элемента на основа­нии его положе­ния в Периоди­ческой системе Д. И. Менделе­ева. Амфотерные оксиды и гидро­ксиды . Периодический закон и Перио­дическая систе­ма Д. И. Менде­леева в свете учения о строе­нии атома. Химическая организация живой и нежи­вой природы. Классифика­ция химиче­ских реакций по различным основаниям. Понятие о ско­рости химиче­ской реакции. Катализаторы

Тема 1. Металлы (11  ч)

Век медный, бронзовый, же­лезный. Положение элементов - металлов в Пе­риодической системе Д. И. Менделе­ева и особен­ности строения их атомов. Физические свойства метал­лов. Сплавы. Химические свойства метал­лов. Металлы в при­роде. Общие способы их получения. Понятие о кор­розии металлов 

Общая характе­ристика эле­ментов IA груп­пы. Соединения щелочных ме­таллов. Щелочнозе­мельные метал­лы. Соедине­ния щелочно­земельных  Алюминий и его соединения.  Железо и его со­единения. 

Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (2 ч)

Лабораторная работа 1 Изучение свойств металлов

Лабораторная работа 2. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.  

Тема 3. Неметаллы (24  ч)

Общая характе­ристика неметалов. Общие химиче­ские свойства неметаллов. Неметаллы в природе и спо­собы их по­лучения. Водород.  Вода.  Галогены. Соединения га­логенов.  Кислород. Сера, ее физи­ческие и химические свойства.  Соединения серы.  Серная кислота как электролит и ее соли.  Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты.  Азот и его свой­ств.  Аммиак и его свойства. Соли аммония.  Оксиды азота. Азотная кисло­та как электро­лит, ее приме­нение.  Азотная кислота как окислитель, ее получение.  Фосфор. Соеди­нения фосфора. Понятие о фос­форных удоб­рениях.  Углерод. Оксиды углерода.  Угольная кисло­та и ее соли. Жесткость воды и способы ее устранения.  Кремний.  Соединения кремния.  Силикатная промышлен­ность.  

Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3  ч)

Лабораторные работы:

3. Изучение свойств кислот.

4. Получение, собирание и рас­познавание газов.

5. Решение экспериментальных задач по теме «Качественные реакции».

Тема 5. Органические вещества – 10 часов

Предмет изучения органической химии. Особенности органических веществ. Валентность и степень окисления. Теория А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии.  Предельные углеводороды Гомологический ряд. Радикалы. Изомеры и изомерия. Названия предельных углеводородов, их физические и химические свойства. Непредельные углеводороды гомологического ряда этилена. Названия этиленовых углеводородов. Полимеризация, мономеры, полимеры. Гидрация и дегидрация. Спирты и их атомность. Предельные одноатомные спирты. Окисление этилового спирта в уксусный альдегид. Двухатомный спирт этиленгликоль. Трёхатомный спирт глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры            Карбоксильная группа. Карбоновые кислоты. Их свойства, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями. Сложные эфиры, реакция этерификации. Применение. Жиры Предельные и непредельные жирные кислоты. Жиры как сложные эфиры. Применение жиров. Мыла. Аминокислоты и их амфотерность. Реакции поликонденсации. Пептидная связь и полипептиды. Первичная структура белков. Биологические функции белков. Свойства и качественные реакции. Углероды: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Глюкоза и фруктоза. Сахароза. Крахмал. Целюлоза.

Демонстрация качественной реакции на крахмал. Полимеры природные и синтетические. Реакции полимеризации и поликонденсации. Мономер, макромолекула, степень полимеризации. Структуры полимеров. Пластмассы.

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. (8ч)

Периодический закон и Перио­дическая систе­ма Д. И. Менде­леева в свете те­ории строения атома  Виды химиче­ских связей и типы кристалли­ческих решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классифика­ция химических реакций по различным при­знакам. Ско­рость химиче­ских реакций.  Диссоциация электролитов в водных раство­рах. Ионные уравнения реакции. Окислительно­-восстановитель­ные реакции. Классификация и свойства неор­ганических ве­ществ.  Резерв – 2 ч

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   

 

  СЧЕТЧИК ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН  

 

 

ПОСТУПИЛО

 

НА РАССМОТРЕНИИ

 

РЕШЕНО

 

 

 

3

 

 

0

 

 

3

 

© МКОУ СОШ с. Сергеевка