I. Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии и на основе ФГОС общего образования, сборника «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли» издательство, М.: «Просвещение», 2010 год, пособия для учителя под редакцией А.Г. Асмолова; примерной программы курса «География Земли» (5-9 классы.), Соловьёва Л.И. , М.: «Просвещение», 2010 год
Цель и задачи программы:
- расширение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место курса в базисном учебном плане: курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Учебно-методическое сопровождение:
- разработанные электронные задания на официальном сайте ФИПИ;
- географические карты;
- демонстрационные таблицы;
- интернет – ресурсы.
Региональный компонент реализуется за счет включения в содержание курса материала, связанного с реализацией регионального компонента.
II. Планируемые результаты освоения учебного курса
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.
III. Содержание учебного курса.
Тема 1. Как работать с климатической картой (5 часов)
Чтение климатических диаграмм. Что показывает климатограмма. Определение средних температур января и июля; направление господствующих ветров; среднее количество осадков по сезонам года. Умение читать схемы циклон и антициклон.
Тема 2. Как читать планы местности (5 часов)
Условные знаки и умение их читать. Определять экспозиции склонов и соотносить их к деятельности человека. Выбор профиля по предложенным примерам.
Тема 3. Что такое слои горных пород (5 часов)
Чтение схем. Определение возраста. Расположение их по степени формирования.
Тема 4. Население (5 часов)
Половозрастной состав населения. Решение задач на определение рождаемости и смертности. Миграционный прирост. Иммиграция и эмиграция. Графики естественного прироста. Численность населения в городах.
Тема 5. Земельный фонд (5 часов)
Занятые площади под с/х угодья. Использование земель под строительство объектов промышленности.
Тема 6. Положение Солнца (5 часов)
Решение задач на определение положения Солнца, в разных населенных пунктах. Решение задач на определение часовых поясов.
Тема 7. Географические координаты (4 часа)
Географическая широта и долгота.
IV. Тематическое планирование.
Содержание учебного курса |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Тема 1. Как работать с климатической картой – 5 часов. |
уметь организовывать наблюдения за погодой
|
Тема 2. Как читать планы местности – 5 часов. |
Комментировать и формулировать понятия: методы географических исследований: описательный, картографический, космические методы; Формировать представления об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами. |
Тема 3. Что такое слои горных пород - 5 чаосв. |
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации |
Тема 4. Население – 5 часов |
Формировать навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. |
Тема 5. Земельный фонд – 5 часов |
|
Тема 6. Положение Солнца – 5 часов |
Уметь читать карты расположения Солнца над объектами (угол падения солнечных лучей) |
Тема 7. Географические координаты – 4 часа. |
Уметь давать определение понятиям плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, уметь организовывать наблюдения за погодой |