I. Пояснительная записка
Образовательная программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании Р», с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (ФГОС), примерной программы среднего (полного) общего образования по географии с учетом авторской программы В.П. Максаковского по географии «Программы для общеобразовательных учреждений. География 10-11 класс» М.:Дрофа 2010г; учебного плана на 2018-2019 учебный год образовательной организации.
Целями изучения географии в старшей школе является: формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане
Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа (1 час в неделю) в 10 классе; 34 часа (1 час в неделю) в 11 классе.
Учебно-методическое сопровождение:
1) Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир. 10 класс. – М.: Просвещение, 2016. Академический школьный учебник;
2) Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир. 11 класс. – М.: Просвещение, 2017. Академический школьный учебник;
2) географические карты атласы 10 – 11 класс;
3) демонстрационные таблицы;
4) учебные коллекции;
5) цифровые образовательные ресурсы;
6) интернет — ресурсы.
Региональный компонент реализуется за счет включения в содержание предмета материала, связанного с реализацией регионального компонента.
II. Планируемые результаты освоения учебного курса.
1) Предметные результаты:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально-ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведениями наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
III. Содержание учебного курса
10 класс
Раздел 1. Человек и ресурсы Земли (10 часов)
От древности до наших дней. Современное освоение планеты. Природные ресурсы и экономическое развитие. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы. Водные ресурсы. Лесные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов.
Раздел 2. Политическая карта мира (5 часов)
Формирование политической карты мира. Государство — главный объект политической карты. Типы государств. Политическая география и геополитика.
Раздел 3. География населения (5 часов)
Рост численности населения Земли. Этническая и языковая мозаика. Возрастно — половой состав и занятость. Расселение: жители городов и деревень.
Раздел 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 часов)
Что изучает география культуры. География религий. Цивилизации Востока. Цивилизации Запада.
Раздел 5. География мировой экономики (8 часов)
Мировая экономика: состав, динамика, глобализация. Международное разделение труда: кто что производит? Добывающая промышленность. Энергетика. Обрабатывающая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт и сфера услуг. Мирохозяйственные связи и интеграция.
Резерв — 1 час.
11 класс
Раздел 1. Регионы и страны (27 часов)
По каким частям лучше познавать мир. Соединенные Штаты Америки. Канада. Латинская Америка. Западная Европа. Германия. Великобритания. Франция. Италия. Центрально – Восточная Европа. Постсоветский регион. Зарубежная Азия. Китайская Народная Республика. Япония. Юго – Восточная Азия. Южная Азия. Юго – Западная Азия и Северная Африка. Тропическая Африка и ЮАР. Австралия и Океания.
Раздел 2. Глобальные проблемы человечества (5 часов)
Глобальные человечества. Отсталость, голод, болезни. Энергетическая и сырьевая проблемы. Экологическая проблема.
Резерв — 3 часа.
IV. Тематическое планирование
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
10 класс |
|
Раздел I. Человек и ресурсы Земли — 10 часов |
|
|
Анализ положения географии в системе наук. Определение традиционных и новых методов географических исследований. Работа с географической картой – особого источника информации о действительности. Продолжить знакомство с географической номенклатурой. Использование статистического метода – одного из основных в географии. Выявление этапов статистического изучения географических явлений процессов. Определение видов статистических материалов. Нахождение других способов и форм получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Знакомство с геоинформационными системами как средство получения, обработки и представления пространственно – координированных географических данных. |
|
Продолжение знакомства с основными видами природных ресурсов. Определение размещения природных ресурсов и масштабов их использования. Определение обеспеченности природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов, рациональное и нерациональное природопользование. Выявление причин и последствий загрязнения окружающей среды. Выявление пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Знакомство с новым понятием - геоэкология. |
Раздел II. Политическая карта мира — 5 часов |
|
|
Поиск информации о региональной географии и географического региона. Знакомство и крупнейшими странами мира и их столицами, умение показывать их на карте. Составление характеристики географического положения страны, населения, особенности развития и размещения отраслей экономики. Владеть номенклатурным материалом. |
|
|
Раздел III. География населения — 5 часов |
|
|
Определение численности и воспроизводства населения. Вычисление естественного прироста населения и его типов. Определение нового понятия - демографическая политика. Половой и возрастной состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, международные миграции. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира. |
Раздел IV. География культуры, религий, цивилизаций — 5 часов |
|
|
Определение динамики численности населения. Выявление причин изменения численности населения, развитие этноса, классификация народов. Чтение половозрастных пирамид. Как влияет географическое положение на состав населения. Причины размещения населения. Выявление закономерностей в процессе урбанизации. Анализ статистических знаний на определение доли основных цивилизаций в населении мира. Определение по карте распределения географии религий. Знание специфики цивилизаций Запада и Востока. |
Раздел V. География мировой экономики — 8 часов |
|
|
Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки. Отраслевая территориальная структура мирового хозяйства. География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельско-хозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике. |
|
Составлять сравнительную характеристику двух стран по выбору. Осуществлять прогноз основных направлений стратегического воздействия на природную среду. Устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов. Составлять развернутый план доклада, сообщения, презентации. Составлять картосхемы, диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать выводы по ним. Составлять и презентовать проекты. |
Резерв — 1 час. Повторение и закрепление . |
|
11 класс. |
|
Раздел I. Регионы и страны — 27 часов |
|
|
Знакомство с картой деления мира на культурно — исторические регионы. Чтение диаграмм экономического развития стран. Выявлять причинно — следственные связи в формировании штатов. Показывать крупные города и агломерации в странах мира. Умение сопоставлять карты страны и выявлять важнейшие промышленные сельскохозяйственные районы в станах мира. Определять основные причины различий во внутренних районах изучаемой страны. Сравнение по плану характеристики двух государств мира. Знать особенности современного геополитического и геоэкономического положения страны. |
Раздел II. Глобальные проблемы человечества — 5 часов |
|
|
Составлять по статистическим данным прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире. Выявлять взаимосвязь глобальных проблем человечества, оценивать ресурсы мира, влияние человеческой деятельности на окружающую среду. Оценивать экологическую ситуацию в отдельных странах и регионах. Поиск путей решения глобальных проблем человечества. |
Резерв 2 часа. Повторение и закрепление |