Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального государственного стандарат общего образования,утвержденного приказом Минобразования России от 6 октября 2009 г №373 и Примерной программы для основной школы «Русский язык» авторов М.М.Разумовской,С.И.Львовой и др (М.:Дрофа,2012). Количество часов на изучение русского языка на этапе основного общего образования в 5 класс (из расчета 5 ч.в неделю)-170,что предусмотрено федеральным базисным (общеобразовательным)учебным планом. Вопрос о содержательном элементе предопределен ФГОС основного общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития.
Общая характеристика предмета
Русский язык-уникальное по своей специфике и социальной значимости явление: это средство общения и форма передачи информации,средство хранения и усвоения знаний, часть духовной культуры русского народа, средство приобщения к богатству русской культуры.Русский язык-государственный язык РФ, средство межнационального общения и консолидации народов РФ.
Владение родным языком,умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как способ познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка,развивает абстрактное мышление,память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Коммуникативная компетенция-овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции-освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении;овладение основными нормами;обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция-осознание языка как формы выражения национальной культуры,взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения норм языка,речевого этикета.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
· овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;
· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами;
· формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку;
.Предполагаемые результаты:
Курс русского языка направлен на реализацию личностно-ориентированного,когнитивно-коммуникативного,деятельностного подходов к обучению родному языку и на достижение личностных результатов:
· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры,основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
· Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие готовности и способности к речевому взаимопониманию и взаимодействию, потребности к речевому самосовершенствованию
· Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, об основных нормах русского литературного языка ,русском речевом этикете.
· Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать информацию
Метапредметные универсальные учебные действия
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции,которую русский язык выполняет в системе школьного образования.В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия(УУД),которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие УУД: коммуникативные(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), регулятивные(умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию), познавательные(сравнение и сопоставление, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)
Предметные результаты
Структура документа
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. V класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; VI - VII классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; VIII- IХ классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и ответствующих правил пунктуации.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в классических образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Основные умения
К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать буквы и звуки свободно пользоваться алфавитом;
по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; называть буквы алфавита; употребительные слова изученных частей речи, в том числе термины русского языка;
по лексике: толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;
по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различие в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов;
по морфологии: различать части речи; знать и указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения;
по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и не проверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о -ѐ после шипящих в корне, чередующихся а-о, е -и в корнях типа -раст- -рос-, -лаг- - лож-, -мер- - мир-, -тер- -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з и с (раз- - рас-; из- - ис - и др.); знать смешиваемые на письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи -ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-, рщ-; верно употреблять разделительные ъ и ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами.
по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определяют главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов.
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Основные умения по разделу «Речь».
Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, пвествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочѐты в содержании высказывания и его построении.
Формы контроля
Уровень знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин проходит в течение года контроль. Контрольные работы включают диктанты, сочинения, изложения и тестовый контроль за усвоением грамматических тем, они содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися в ходе изучения соответствующей темы.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебники |
Учебные пособия |
Методические пособия |
Методические материалы в сети |
· Русский язык: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006. |
· DVDдиск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс. .DVD Русский язык 5 класс (к учебнику Разумовской) Рабочая тетрадь к учебнику Разумовской 5 класс |
· Гостева Ю.Н. Поурочные разработки к учебнику…-М.:Дрофа, 2004 |
· Справочно-информационный портал «Русский язык»-http//www.gramota/ru · Издательский дом «Первое сентября» www.rus.1september/ru · Культура письменной речи- www.gramma/ru · Словесник- www.slovesnik-oka.narod.ru · |
Средства обучения:
· Толковые словари по русскому языку;
· Словари лингвистических терминов;
· Раздаточный и дидактический материал;
· Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
· Печатные пособия;
· Портреты лингвистов
· Таблицы по русскому языку.
Методическое обеспечение:
1.Библиотека учителя. Русский язык. Поурочное планирование к учебникам под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта 5-9 классы. Дрофа, М.2003.
2.О.В. Беляева, О.А. Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку 5 класс, Москва, «Вако »,2007
3.Русский Язык. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, С. И. Львовой, В.И.Капинос и др. Составитель Н.О. Крамаренко. Изд. «Учитель». Волгоград, 2007
4. Т.А. Костяева. Тесты, проверочные работы по русскому языку. 5 класс
5. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 5 класс.
6. А.Б Малюшкин. Москва, 2002
7.Поурочные разработки по русскому языку /К учебнику М.М.Разумовской и др. "Русский язык. 5 класс" под ред.Е.П.Петрухиной, М.В.Петрухиной. Изд-во "Экзамен", М.2011.
Мультимедийные пособия: Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.
Электронные учебные пособия.
Данная рабочая программа по русскому языку для 5-го класса составлена в соответствии с программой для ОУпод ред. Е.И.Харитоновой «Русский язык. 5-9,10-11 классы», Москва: «Дрофа», 2010 год, примерными программами по русскому языку Федерального компонента государственного стандарта, М.: «Дрофа», 2007 г. На изучение русского языка по базисному учебному плану выделяется 210 часа (6 часов в неделю х 35 учебных недель), что соответствует авторской программе М.М. Разумовской.