Главное меню  

   

Кто на сайте?  

Сейчас 174 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

   
Все для Joomla. Беспланые шаблоны и расширения.

 Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразрвания России от 6 октября 2009 г № 373 и примерной программы по литературе для 5 –9 классов общеобразовательной школы (автор – Г.С. Меркин),  Примерных программ федерального компонента государственного стандарта, регионального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и направлена на достижение следующих целей:

 воспитание духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко – литературных сведений и теоретико – литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа произведений.

Структура документа

Программа Г.С. Меркина предлагает для реализации задач литературного образования в 5 – 9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса.  С 5 класса ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. С 5 класса вводятся  произведения определённых эстетических систем и периодов, что даёт возможность уже в седьмом классе ввести понятие литературного направления.

Федеральный компонент учебного плана по литературе предполагает 102 часа в год.

На основании фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения литературы в школе являются:

 формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

 

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности

 

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

 

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного

 

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

 

Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус ,служат:

Личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)

Регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)

Познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему,выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информация из разных источников, определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения, применять информационного поиска, перерабатывать и систематизировать информацию

Коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, правильно,логично излагать свою точку зрения, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи)

Состав УМК:

· Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс;

· Информационно-методические материалы по использованию УМК;

· Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к учебнику 5 класса

· Соловьева Ф.Е. Уроки литературы.

· Меркин Г.С. Рабочая тетрадь.

Учебник соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 5 классе. Автор сосредоточил основное внимание на проблемах воспитания у школьников любви и уважения к книге, развития творческих способностей и формирования культуры. Учитывая возрастные особенности, автор старается разнообразить приемы и методы работы в классе и предлагает, помимо традиционных вопросов, литературные игры и задания, ориентированные на развитие фантазии.

Методический аппарат программы серьезно продуман, связан с задачами воспитания творческого читателя. Значительное место отведено развитию устной и письменной речи. Учитель может осуществлять уровневую дифференциацию обучения. Задания и вопросы репродуктивного, продуктивного и творческого уровней способствуют росту мотивации учащихся к вдумчивому прочтению произведений, воспитанию квалифицированных читателей. Все задания учебника и рабочей тетради развивают мыслительные, аналитические способности детей, их воображение. Вопросы всегда требует доказательности в ответах. Особый интерес учащихся к произведению вызывают проблемные вопросы. Они дают возможность учителю организовывать мини-дискуссии во время уроков, услышать разные точки зрения учащихся, определить, какая из них совпадает с авторской. В программе Г.С. Меркина прослеживается связь с другими искусствами. Ученики работают с качественно подобранными иллюстрациями, которые несут большую дидактическую и воспитательную нагрузку. На уроках осуществляется связь с живописью, кино, мультипликацией.
Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик, к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс экологического, нравственного, патриотического воспитания.

Вопросы и задания в УМК Г.С.Меркина помогут учителю организовать различные по форме уроки, которые условно можно назвать  диалогическими (беседа, диспут, семинар), монологическими (лекция, конференция), интерактивными (литературно-музыкальная композиция, концерт, ролевая игра, инсценировка, заочная экскурсия, путешествие), соревновательными (литературная игра и  викторина) и исследовательскими (урок-практикум).

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

1)совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2)использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари,энциклопедии, интернет-ресуры)

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

1)понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

2)самостоятельно организовывать собственную деятельность,оценивать ее, определять сферу своих интересов;

3)работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

1)в познавательной сфере:

 

 

Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 века, литературы народов России и зарубежной литературы

 

Понимание связи литературных произведений  с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

 

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений

 

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа)

 

Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

2)ценностно-ориентационной сфере:

· Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

· Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценке;

· Собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

· Понимание авторской позиции и свое отношение к ней

3) коммуникативной сфере

 

 

Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 

Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

 

Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.

4) эстетической сфере:

· Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса

· Понимание русского слова в его эстетической функции ,роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника, написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   

 

  СЧЕТЧИК ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН  

 

 

ПОСТУПИЛО

 

НА РАССМОТРЕНИИ

 

РЕШЕНО

 

 

 

3

 

 

0

 

 

3

 

© МКОУ СОШ с. Сергеевка