Пояснительная записка
Данная программа составлена в полном соответствии с примерной программой по биологии для основного общего образования, с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Программы курса «Живой организм» для 6-го класса автора Н. И. Сонин // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 138с., отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сонин Н. И. « Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2011.-176с.; Тетради с печатной основой. Сонин Н.И. Живой организм 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Живой организм» М.: Дрофа, 2011.-48 с.; А также методических пособий для учителя: Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5-11 классы/сост. И.Б.Морзунова.-4-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,2011.-254, [2]с Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин . « Биология. Живой организм» 6 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин « Биология. Живой организм.» 6 класс.-М.: дрофа, 2005-06 гг.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю – 68 ч. в год.
Цель данного курса:
- познакомить учащихся с основами общебиологических знаний;
- развитие интереса к самостоятельному формированию творческих задач и вопросов из области биологии и других естественных наук.
Содержание |
Кол-во часов |
С\Р |
П\Р |
Л/Р |
К/Р |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов |
13 |
1 |
- |
4 |
- |
Раздел 2. Органы и системы органов |
17 |
2 |
- |
7 |
- |
Раздел 3. Жизнедеятельность организмов |
35 |
1 |
4 |
2 |
- |
Раздел 4 Организм и среда |
3 |
- |
- |
- |
1 |
Итого |
68 |
4 |
4 |
13 |
1 |
Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса:
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:
· признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
· сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
· объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
· изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
· выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
· анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
· оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
· рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
· выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Учебно-методический комплект:
1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2007. – 174с.
2. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: Дрофа, 2012.
Методическая литература:
1. Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / авт.-сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2010. – 255с.