Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (6-7 кл.) 2004г., авторской программы по географии для 6 класса: О.А.Климанова, В.В. Климанов «Землеведение» 6 класс, М.: «Дрофа», 2010.
Курс география в 6 классе предполагает ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и хозяйственной деятельности населения. Нацеливание учащихся на приобретение как привычных практических навыков ориентирования на местности и по карте, так и столь же необходимых навыков грамотного географического наблюдения за действительностью. Приобретение собственных навыков поможет учащимся более полно осознать историю открытия и освоения нашей планеты.
Предлагаемые практические работы нацелены на формирование у учащихся первоначальных навыков работы с картой – основным источником географической информации, а также рисунками и профилями. При работе с картами основное внимание уделяется первому этапу в работе с картографическими материалами – знакомству с основным содержанием карты, выявлению основных картографируемых явлений и объектов и использованию карты для решения простейших географических задач – определения местоположения объекта и составления несложной географической характеристики.
Изучение географии в 6 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
ü Освоение знаний об основных географических понятиях, теоретических особенностях природы, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
ü Овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
ü Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
ü Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
ü Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально – ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности.
Основная цель курса – заложить основы географического образования учащихся. Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели можно сформулировать следующим образом:
ü Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
ü Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
ü Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
ü Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
В результате изучения географии ученик должен
Знать/понимать:
ü Основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека.
Уметь:
ü Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
ü Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
ü Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
ü Определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
ü Ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
ü Учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и атропогенных воздействий; оценки их последствий;
ü Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей деятельности;
ü Проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников; картографических и статистических.
Программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю. Программа имеет 4 содержательных раздела: «Земля во вселенной», «Развитие географических знаний о земной поверхности», «Природа Земли», «Географическая оболочка – среда жизни».
Содержание |
Кол-во часов |
Сам. раб |
Практ. раб. |
Раздел 1. Земля во вселенной |
9 |
2 |
1 |
Тема 1: «Земля – планета Солнечной системы» |
4 |
1 |
- |
Тема 2: «Изображение Земли на глобусе» |
5 |
1 |
1 |
Раздел 2: Развитие географических знаний о земной поверхности |
13 |
2 |
6 |
Тема 3: «Путешествия и их географические отражения» |
8 |
1 |
4 |
Тема 4: «История открытия и освоения Земли» |
5 |
1 |
2 |
Раздел 3: Природа Земли |
33 |
5 |
16 |
Тема 5 «Как устроена наша планета» |
5 |
1 |
1 |
Тема 6 «Внутреннее строение Земли» |
6 |
1 |
4 |
Тема 7: «Рельеф Земли» |
6 |
1 |
4 |
Тема 8: «Атмосфера и климат Земли» |
10 |
1 |
5 |
Тема9: «Вода – кровеносная система Земли» |
6 |
1 |
2 |
Раздел 4: Географическая оболочка – среда жизни |
12 |
3 |
5 |
Тема 10: «Живая планета» |
4 |
1 |
2 |
Тема 11: «Географическая оболочка и ее закономерности» |
4 |
1 |
1 |
Тема 12: «Природа и человек» |
4 |
1 |
2 |
Итоговый контроль знаний |
1 |
||
ИТОГО |
68 |
12 |
28 |
Резервное время можно использовать на повторение пройденных тем.
В преподавании курса географии используются следующие формы работы с учащимися: подготовка сообщений и рефератов, выполнение практических, самостоятельных (проверочных работ), исследовательская деятельность, работа в группах.
Материально – техническое обеспечение:
ü Таблицы, плакаты, атласы, контурные карты, карты
ü Технические средства обучения (компьютер, проектор, принтер);
Список литературы:
Основная литература:
ü базовый учебник: О.А. Климановой, М.Н. Белова, Э.В. Ким «География. Земледелие» 6 класс. Издательство «Дрофа», 2008
ü контурная карта и атлас О.А. Климановой.
Дополнительная литература:
ü ресурсы Интернет: сайт «Открытый класс», www.informatik.kz, www.drofa.ru, www.pedsovet.ru, www.nsportal.ru