Пояснительная записка
Статус программы
Данная рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой по математике (сборник нормативных документов сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, - М.: Дрофа, 2007.) и авторской программы В.И. Жохова, Н.Я Виленкина.
Общая характеристика предмета
Курс математики 6 класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счету на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приемах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обобщаются умения геометрических построений и измерений. Серьезное внимание уделяется обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащимися постепенно осознаются правила выполнения основных логических операций над высказываниями.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы, связанные с условиями адаптации учащихся при переходе из начальнойшколы и подготовкой для изучения систематических курсов различных смежных предметов.
Цели обучения предмету
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
· формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
· воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 6 классе отводится не менее 170ч. За год из расчета 5 часов в неделю.
Программа рассчитана на обучение учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений.
Математическое образование в 6 классах складывается из следующих содержательных компонентов: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторика, статистика и теория вероятностей».
Таким образом, в результате изучения программного материала учащиеся получают возможность:
· развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
· развивать логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры иконтрпримеры;
· сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В результате изучения математики в 5-6 классах ученик должен:
знать (предметно-информационная составляющая образования):
• существо понятий алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширить понятие числа;
• примеры геометрических объектов;
уметь (деятельностно-коммуникативная составляющая образования):
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа;
• округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
• распознавать геометрические фигуры, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач;
• осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
• решать линейные уравнения;
• изображать числа точками на координатной прямой;
• определять координаты точки на плоскости, строить точки с заданными координатами;
• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (ценностно-ориентационная составляющая образования) для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
• выполнения расчетов по формулам, для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;
• анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, таблиц, графиков.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в 6 классе следует обращать внимание на то, чтобы школьники овладевали умениями общеучебного характера,разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
• планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
• исследовательской деятельности, развитие идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
• ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
• проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
• поиска, систематизации, анализа и классификации источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Формы контроля |
|
Делимость чисел |
20ч |
К/Р |
|
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
20ч |
К/Р |
|
Умножение и деление обыкновенных дробей |
27ч |
К/Р |
|
Отношения и пропорции |
16ч |
К/Р |
|
Положительные и отрицательные числа |
13ч |
К/Р |
|
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел |
11ч |
К/Р |
|
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел |
10ч |
К/Р |
|
Решение уравнений |
12ч |
К/Р |
|
Координатына плоскости |
14ч |
К/Р |
|
Повторение |
27ч |
||
Итого |
170ч |
||
При составлении тематического планирования были внесены следующие изменения: увеличено количество часов, за счет повторения, по следующим темам: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (3ч); умножение и деление обыкновенных дробей; отношения и пропорции (2 часа); умножение и деление положительных и отрицательных чисел (3 часа); решение уравнений (3 часа). Основная причина увеличения часов в сложности материала для данного класса (класс слабый).
Перечень учебно-методическое обеспечения
Кл. |
Кол-во часов по учебному плану |
Наименование программы, автор, издательство, год издания |
Вид про-грам-мы |
Учебники: автор, название, издательство, год издания |
10 |
3 |
Примерная программа по математике («Сборник нормативных документов. Математика.»/ сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М: Дрофа, 2011г.). |
Госуд |
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 6. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ. /19-е изд./ - М.:Мнемозина, 2011. |
Краткие методические рекомендации, средства обучения, методические и технологические аспекты управления и организации учебно-познавательным процессом.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, тесты, наблюдение, зачёт, работа по карточке.
Виды организации учебного процесса:
самостоятельные работы, контрольные работы,
Система измерения результатов.
Система измерения результатов состоит из :
· входного, промежуточного и итогового контроля;
· тематического и текущего контроля,
· административного.
Входной контроль – сентябрь
Входной контроль - проводится в начале учебного года для определения уровня подготовленности к продолжению образования и как метод исследования на этапе констатирующего эксперимента.
Промежуточный контроль – декабрь
Цели промежуточной аттестации:
- диагностика уровня обученности учащихся по предметам;
- определение уровня освоения обязательного минимума содержания образования учащимися 6-х классов;
- контроль за уровнем сформированности учебных умений и навыков.
Итоговый контроль – май
Итоговый контроль - проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Итоговый контроль по полугодиям в нашей школе регламентируется Положением о формах и периодичности промежуточной аттестации учащихся школы.
Тематический контроль:
1. Контрольная работа № 1 по теме «Делимость чисел»» |
2. Контрольная работа № 2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» |
3. Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» |
4. Контрольная работа № 4 по теме «Умножение обыкновенных дробей» |
5. Контрольная работа № 5 по теме «Деление обыкновенных дробей» |
6. Контрольная работа № 6 по теме «Дробные выражения» 7. Контрольная работа № 7 по теме «Отношения и пропорции» 8. Контрольная работа № 8 по теме «Масштаб. Длина окружности и площадь круга» 9. Контрольная работа № 9 по теме «Противоположные числа» 10. Контрольная работа № 10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» 11. Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел » 12. Контрольная работа № 13 по теме «Решение уравнений» 13. Контрольная работа № 14 по теме «Координаты на плоскости» 14. Контрольная работа № 15 по теме «Итоговая контрольная работа за курс 6 класса» |