Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании Примерной программы начального общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений М. Н. Ходаковская к курсу «Региональная литература» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений, Хабаровск, ХК ИППК ПК, 1995 г.
Цель программы: формирование читательской компетенции младшего школьника через познание лучших образцов искусства слова Хабаровского края и о Хабаровском крае, через нравственно-эстетическое сопереживание; помочь школьнику ориентироваться в изменяющемся мире, обогатив его духовно- нравственный опыт литературными образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, расширить его эстетический, краеведческий и исторический кругозор, способствовать пробуждению тяги к самосовершенствовании, самовоспитанию, саморазвитию.
Цель программы определяет характер конкретных задач, которые решаются на занятиях факультатива «Литература Дальнего Востока».
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебник-хрестоматия по Дальневосточной литературе для 2 – 4 классов «Лукошко», составитель М. Н. Ходаковская.
Форма организации учебного процесса – урок.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Факультативный курс «Литература Дальнего Востока» в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ с. Сергеевка изучается со 2 по 4 класс. В каждом классе начальной школы отводиться по 1 часу в неделю, из них во 2, 3 и 4 классах 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
К концу 2 класса обучающиеся научаться:
- прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;
- воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
- выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
- излагать личное мнение о литературном произведении;
- организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
- основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, повести, стихотворения);
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;
- использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений.
К концу 3 класса обучающиеся научаться:
- прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;
- воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
- выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
- излагать личное мнение о литературном произведении;
- организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
- основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, повести, стихотворения);
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;
- использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений.
К концу 4 класса обучающиеся научаться:
- прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;
- воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
- выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
- излагать личное мнение о литературном произведении;
- организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
- основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, повести, стихотворения);
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;
- использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению,
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
2 класс (34 часа)
РАЗДЕЛ 1. ЖИВИ, СКАЗКА! (9 часов)
Б. Шульжик «Над Амуром чайка — птица»
Два охотника (удэгейская сказка)
Почему у бурундука на спине полоски (нивхская сказка)
Лиса и нерпа (орочская сказка)
Мальчик и тигр (негидальская сказка)
Медведь и бедный охотник (нанайская сказка)
Как белка с бурундуком дружить перестали (нанайская сказка)
Справедливый амба (нанайская сказка)
Ч. Таксами «Озорной зайчишка»; «О том, как медведь с бурундуком беседовали»; «Ленивая навага»; «Как собака себе друга искала»
Э. Кириченко «Тигр и тигренок Полосатик»; «Ласка-непоседа»; «Как барсук хотел увидеть солнце»; «Рысь»; «Харза-плясунья»; «Снегурочкин олень»
Е. Наумов «Три шубки»; «Дружили два медведя»
Д. Нагишкин «Самый быстрый»; «Пустая голова»; «Как звери ногами менялись»; «Хвастун»
В народе говорят... (пословицы, поговорки, приметы)
С. Красноштанов «Ехала деревня мимо мужика»
Б. Сукачев «Карысь» (главы из книги)
П. Комаров «Старые сказки»
РАЗДЕЛ 2. «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» (поэтическая тетрадь) (8 часов)
В. Рябов «Домик детства»; «Лесная тропинка»
В. Захаров «Волшебный лес»
П. Комаров «Теремок»; «Зима»
В. Сидорюк «Уходит лето»
В. Захаров «Рябчик»
Б. Копалыгин «Кто нашел радугу?»; «Лилия»
А. Самоплясова «Первый снег»; «В зимнем лесу»; «Весенний ручей»; «Осень»; «Бабушка»; «Кто он?»
Ю. Башките «Сосулька»; «Наша черепашка»; «Охраняйте лесных зверей»; «Непослушный кот»;
«Мама»; «Люблю я посмеяться»
В. Арсеньев «Страшный зверь»
Л. Магистрова «Ах ты, матушка тайга»; «Песней солнечной и длинной»
Л. Миланич «Ах ты, ягода малина»
РАЗДЕЛ 3. ЖИВОЕ ВОКРУГ НАС (8 часов)
П. Комаров «Медвежий угол»
Р. Добровенский «Ночь»
В. Рябов «Лисица-огневица»
П. Комаров «Серый щенок»
Б. Аленкин «Полкан и Барбос»; «Лева»; «Гордый»; «Яшка»
Е. Трофимов «Зимородок»
Н. Наволочкин «Знакомые кота Егора» (главы из книги)
А. Максимов «Как я жил в тайге» (главы из книги).
В. Шульжик «Лесной пожар»; «Утренний лес»; «Запах моря»
Б. Арсеньев «Рассказ зверолова»
Т. Чинарева «Курица Настасья»; «Завтрак для волка»; «Наша Марта»; «А корова-то живая...»;
«Гусь Семенов-Ямской»; «Козленок Тришка»; «Пожар»; «За что мы рассердились на кур»; «Трус несчастный, догоню!»; «Сверчок Питирим»
РАЗДЕЛ 4. ДЕТЯМ И О ДЕТЯХ (9 часов)
Б. Копалыгин «Письмо сыну»
Е. Кохан «Детство, опаленное войной»
Б. Аленкин «Воробышек»
Н. Наволочкин «Двое»; «Откуда течет Морошка?»
В. Шульжик «Стукофон»; «Дождик»; «Зимние каникулы»; «У костра»
Ю. Рытхеу «Повелитель ветров»
Е. Трофимов «Как эвенский мальчик Савва профессором стал»
Т. Чинарева «Внучатый племянник»; «Супный автобус на Серебрянку»; «Зеленый грузовик»; «Главный по помидорам»; «Осторожно, дети!»; «Звезда»
3 класс (34 часа)
I. Живи, сказка! (9 часов)
Хозяин моря (Сказки эскимосов); Сказки морских охотников; Хозяин моря; Отчего бывает пурга на Чукотке
Александр Лепетухин. Хехцирские сказки (Смешные и правдивые истории дружбы сказочных зверей и двух девочек); Осенняя сказка; Весенняя сказка
Николай Наволочкин. Полудница акуля (Главы из повести-сказки); Бабка полудница; Хозяева; Акулины заботы; Сорочья тайна; Новое платье Акули; Акуля в гостях у Лиды; Вот и осень
II. Моя малая Родина (8 часов)
Галина Долинина Музыка лета; Да здравствует лето!
Виталий Коржиков. Волны словно кенгуру (Главы из повести); Первая удача; Впереди — океан; Матросское имя; Новые попутчики; И прощание, и встреча; «Сакияки»; Секрет; Простая работа; Киты; Здравствуй, Америка!; В Диснейленд; Первое приключение; Две сотни Томов Сойеров; Лодка с пиратами; Гуд бай!; Сувенир из Сан-Франциско; Привет капитану!; Мишени на карте; Кастрюля в океане; Обязательно должна быть!
Владимир Арсеньев Возвращение к морю (Отрывок из повести «Дерсу Узала»)
Евгений Кохан Тайга; Про жар-птицу; Воз тепла; Эх вы, люди; Тропинка
Лидия Гемма На лугу
III. Живое вокруг нас (10 часов)
Александр Костенко Медвежонок Морошка
Виталий Захаров Харза; Бурундук; Рысь
Зинаида Лихачёва Белая Шкурка
Николай Рыжих Лебеди
Клавдия Любицкая Танец стерхов; Кто живёт в тундре
Виталий Захаров Воробей; Пуночка
Владимир Шадрин Будь здоров, воробышек!; Совиная песня
Николай Наволочкин. Знакомые кота Егора (Главы из повести - сказки); Появление Марты; Петя собрался на юг; Козёл Козёл и щенок Черныш
IV. Детям и о детях (7 часов)
Анатолий Максимов. Петрушина застава; Ёлки-моталки; На заставе; Сказ о Петруше; Ливни
Всеволод Иванов. Золотой бурундук (Фантастическая повесть); Зима идёт; Масса событий; Ожившая зима; Ночь на Новый год; Что запасло для людей солнце; Прощание
Елена Добровенская Хохотательный английский
Алексей Краснов Чудеса
4 класс (34 часа)
I. Оставайся с нами, сказка! (10 часов)
Охотник Хурэгэлдын и коварная лиса Солакичан (Негидальская сказка)
Геохату (Сказка народа ульта - ороков)
Николай Наволочкин. Полудница акуля (Глава из повести-сказки); Как Акуля встречала Новый год
Александр Лепетухин. Хехцирские сказки (Смешные и правдивые истории про зайца Петровича и его друзей); Про ягоду клубнику; Фольклор
II. Моя малая родина (9 часов)
Григорий Ходжер Конец большого дома (Отрывки из романа)
Антонина Кымытваль Яранга
Владимир Арсеньев. По уссурийскому краю (Главы из книги) Встреча с Дерсу; Пурга на озере Ханка; Дерсу Узала; Амба
Евгений Кохан Домик; Старик Хехцир
Сергей Кучеренко Унылая пора — очей очарованье (Из очерка «Созвучие времён года»)
Наталья Костюк Хабаровская весна
Леонид Андреев. Тепло руки (Лирические миниатюры) Тишина; Ночной дозор; Лютик; Новая кличка; Яблоки
Людмила Миланич Хабаровску
Анна Ходжер «Я — земли нанайской дочь...»; «Березок расписной наряд...»
Константин Бельды Родная сторона
Виктор Кеулькут Это неправда!
Пётр Гран Я не уеду в дальние края
III. Живое вокруг нас (7 часов)
Виктор Пожидаев Мишка, Буйка и волки… (Рассказ)
Валерий Шульжик Охотник нашёл медвежонка в тайге
Владимир Шадрин Родня
Николай Рыжих Чайки
IV. Детям и о детях (8 часов)
Валентин Фёдоров Северная быль (Повесть)
Евгений Баранов Соль на щеках (Рассказ)
Людмила Миланич «В круглый, сказочный, смешной...»; «Много разных примету Победы...»
Николай Наволочкин Как исправить единицу; Грамотей
Алла Овчинникова Песня тростника
Тематический план
Раздел |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
||
1 кл |
2 кл |
3 кл |
||
«Живи, сказки» |
9 |
9 |
- |
Уметь характеризовать: особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувства автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором, по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Воспринимать на слух: тексты в исполнении учителя, учащихся. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки из прозы. |
«Оставайся с нами, сказка!» |
- |
- |
10 |
|
«Моя малая родина» |
8 |
8 |
9 |
|
«Живое вокруг нас» |
8 |
10 |
7 |
|
«Детям и о детях» |
9 |
7 |
8 |
Методическое обеспечение курса «Дальневосточная литература»
ПРОГРАММА: Авторская программа М. Н. Ходаковской к курсу «Дальневосточная литература» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений, Хабаровск, ХК ИППК ПК, 1995 г.
ХРЕСТОМАТИЯ: Лукошко. Хрестоматия по Дальневосточной литературе. М. Н. Ходаковская, Хабаровск, Издательский дом «Приамурские ведомости», 2008 г.