Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуально – групповых занятий по русскому языку во 2 классе составлена в соответствии:
1. Законом Российской Федерации « Об образовании».
2. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 06. 10. 2009 г, №373.
3. Учебного плана 2 класса МКОУ СОШ с. Сергеевка на 2018 - 2019 учебный год.
Цели данного курса ИГЗ:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых - совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей.
Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:
а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;
б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей, реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим, в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.
Курс русского языка в данной программе представлен следующими содержательными линиями:
– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
– формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;
– формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.
В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.
Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.
Место курса в учебном плане
На изучение курса индивидуально – групповых занятий во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных недели.
Планируемые результаты обучения и система оценивания
В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу индивидуально – групповых занятий «Русский язык»
к концу 2-го года обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
- определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;
- соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.
Раздел «Морфемика и словообразование»
Обучающиеся научатся:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
- выделять в слове окончание (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончание) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
- выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
- сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
- мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
- обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;
- разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
- определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;
- изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
- изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
- определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- находить в предложении основу и неглавные члены;
- задавать вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
- проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
- выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- различать на письме предлоги и приставки;
- употреблять разделительные ь и ъ знаки;
- находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
- определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
- членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
- грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
- владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
- соблюдать орфоэпические нормы речи;
- устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
- писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
УЧЕБНИКИ: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 3-х частях. Изд-во «Академкнига/Учебник»
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы. 2 класс. В 2-х частях . Изд-во «Академкнига/Учебник»
2. Лаврова Н.М. Русский язык. Тетрадь для проверочных работ. 2 класс. Изд-во «Академкнига/Учебник»
3. Лаврова Н.М. Русский язык. Школьная олимпиада. Тетрадь для внеурочной деятельности. 2 класс. Изд-во «Академкнига/Учебник»
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс Изд-во «Академкнига/Учебник»
Материально-техническое обеспечение
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);
3) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор и др.)