Главное меню  

   

Кто на сайте?  

Сейчас 45 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

   
Все для Joomla. Беспланые шаблоны и расширения.

 

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ПИСЬМО Авторы: Н.Г. Агаркова,  Н.М. Лаврова  

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА:

Авторы: М.Л. Каленчук,  Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская,

Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова

для УМК системы «Перспективная начальная школа» 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету  «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)  и концепцией системы «Перспективная начальная школа», на основе примерной рабочей программы по русскому языку М.Л. Каленчук,  Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой  -   «Русский язык»,  М.:  Академкнига/учебник , 2016 г., Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД. 

Цели и задачи учебного предмета

В системе предметов общеобразовательной школы русский язык реализует познавательную и социокультурную цели:

·      познавательная цель  предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей  целостной научной  картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;

 формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части  окружающего мира;

·      социокультурная  цель  изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических  задач:

·       развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

·      освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

·      овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

·      воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

·       овладение  способами  орфографического  действия;

·       развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;

·       формирование  учебной  деятельности  учащихся;

·      формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая    словари разного типа (орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).

·      усиленное  формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения,

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

 ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте».

Учебник «Азбука. Обучение грамоте и чтению» 1 класс (авторы Н.Г. Агаркова и Ю.А. Агарков) является составной частью завершенной предметной линии учебников «Русский язык» системы «Перспективная начальная школа», направленной на реализацию государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель курса — обучить первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка.

Учебники, тетради и методические пособия позволяют организовать обучение в логике постоянного развития речевой и интеллектуальной деятельности изменения позиции школьника в учебной деятельности: методический аппарат способствует тому, что постоянно повышается самостоятельность первоклассников, степень участия в обмене мнениями, в коллективной работе.

Организация таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, в период обучения грамоте нацелена на языковой анализ устной и письменной форм речи. Умение слышать и различать звуки разного качества является ведущим основанием для формирования орфографической зоркости в процессе овладения письменной речью.

Период обучения письму, так же как и чтению, состоит из трех этапов:

На подготовительном этапе (Тетрадь по письму № 1) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, т. е. шаблонов для конструирования письменных букв. Дети узнают названия элементов-линий и элементов-шаблонов, обращают внимание на их размер (целый, половинный, четвертной) и учатся писать элементы-линии по алгоритму на соответствующей разлиновке тетради при соблюдении правил посадки и пользования письменными принадлежностями.

На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному) этапу обучения чтению по «Азбуке» (Тетради по письму № 1, № 2, № 3), первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.

На заключительном этапе (в процессе обучения русскому языку) проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2–4-м классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык. 

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

М.Н. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская,

Т. А. Байкова, Н.М. Лаврова

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

1. А. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка — и практической, и теоретической. Например, рассмотрения одной из ведущих орфографических проблем — проблемы безударных гласных. Для многих территорий, на которых распространено полногласие, нет проблемы чередования звуков [о] и [а] в первой предударной (и даже во второй предударной!) позиции. Поэтому традиционный вариант рассмотрения проблемы безударных гласных здесь не срабатывает, является неубедительным. Это касается и теоретических проблем, поскольку отражается на формировании понятийного аппарата. При учете существования территорий, на которых распространено полногласие, невозможно пользоваться определением орфограммы, к которому мы привыкли. Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.

Б. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения. Это требует и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.

2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Не учитывать этого в структуре материала учебника означает не только игнорировать важнейшую проблему адаптации этой части класса к доминирующей языковой среде, но и искусственно тормозить языковое развитие русскоговорящей части класса. Учитывая тот факт, что в русском языке господствует флексийный (через окончания) способ связи слов в предложении, совершенно ясной становится задача именно 2-го класса: постоянно обращать внимание детей на ПРИЧИНЫ разницы окончаний знаменательных частей речи в словосочетаниях и в предложениях. Решение этой задачи требует создания многочисленных ситуаций, которые позволяют детям осознавать различие существительных по родам, осознавать разницу окончаний прилагательных, согласованных с существительными, и причины этой разницы.

Специально организованная по другим основаниям орфоэпическая работа, о которой мы уже говорили выше, также является чрезвычайно важной и для решения проблем двуязычных детей.

Постоянная работа с обратным словарем (включенным в корпус УМК), в котором языковой материал выстроен с учетом суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного способа связи слов в предложении, также способствует не только сознательному, но и подсознательному освоению системы языка.

3. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы
упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. В течение первого года обучения каждый школьник осваивает базовые звуковые оппозиции (к которым относятся гласные и согласные, а внутри гласных — [а]-[о]; внутри согласных — [м]-[п], [т,]-[д,], [д]-[н] и др.). В течение второго года обучения школьники переходят к закреплению базовых оппозиций, а также к тренировке различения периферических оппозиций, которые важны для усвоения круга орфограмм 2-го класса, связанных с правописанием шипящих, звонких-глухих парных согласных, разделительных знаков. Это прежде всего оппозиция свистящие-шипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие-глухие парные согласные. Без внимания не остаются также оппозиции [р]-[л], [л]-[л,] [л,]-[в,], [л]-[й,], [р]-[й,], [р,]-[л,], [г]-[х], [в]-[д], [ф]-[п], [ш]-[ф], [ч,]-[т,] и др. Из большого числа периферических оппозиций предпочтение отдано именно тем, не различение которых дает максимальное количество дисграфическихд ошибок. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарем) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей, например: в каких случаях пишутся разделительные ь и ъ знаки; почему парные звонкие согласные на конце слова заменяются глухими; как и почему используются приставки о- и об-, и др. Эта система работы в итоге приводит к правильному определению корней слов и — что очень важно — к правильному выделению окончаний.

4. Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок, привел к тому, что в качестве того жизненного опыта, на который ориентировались авторы комплекта, был выбран жизненный опыт ребенка, проживающего в провинции и в сельской местности. Та картина мира, которая выстраивается в учебниках комплекта путем разворачивания внешней интриги, обладает узнаваемостью для большинства учащихся. Те психологические характеристики, которыми отличаются разновозрастные дети — герои учебников, являются достоверными, вызывают доверие учащихся, стремление общаться (переписываться) с ними. Интерактивная переписка, которая заложена как методический прием в комплект учебников, — это тоже форма реакции на то, что обучающиеся в начальной школе проживают не только в мегаполисе или крупных областных центрах, но и в небольших городах и в сельской местности, часто испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке.

5. Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях:

А. Изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые: а) представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, б) способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме.

Б. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и создают условия ненасильственного изучения материала.

В. Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая открытая языковая закономерность через определенный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику — но не для того, чтобы он ее вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи.

6. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.

7. Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои — действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и
в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников. Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка — хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает: а) иллюстрации внешней интриги, которые позволяют школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге; б) дидактические иллюстрации, которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности;
в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам.

Чтобы сделать учебник любимым, авторский коллектив стремился к тому, чтобы иллюстрации были проникнуты чувством юмора и нравились детям.

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебнике «Литературное чтение».

Рабочая программа в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обеспечивает формирование универсальных учебных действий (УУД), готовность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни. Программа соответствует принципам, которые сформулированы в системе «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).

Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание), методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес), организационных форм работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться  ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).

Данный комплект учебников подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности (насколько это требование можно реализовать на бумажном носителе) в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм; комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники завязывают, а научные сотрудники «Академкниги» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1-го класса, по 4 раза — в каникулы, начиная со 2-го класса).

Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны — организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождением интереса к языковым проблемам.

Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы звука в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.

Организация фонетической работы (начиная с 1-го класса), позволяющей значительно уменьшить количество дисграфических ошибок, становится одним из важнейших оснований для решения орфографических задач. Начиная со 2-го класса фонетический анализ слова дополняется морфемным (причем морфемный анализ частично сопровождается словообразовательным анализом), что дает школьнику еще один инструмент для решения орфографических задач. С 3-го класса эти два вида анализа слова (где слово рассматривается пока в его статике) дополняются обращением к морфологическому анализу слова (где слово исследуется в изменениях его форм), что практически завершает создание инструмента, обеспечивающего проверку правописания основного круга орфограмм.

Цель комплекта учебников — сделать все три вида анализа слова (три вида разбора) функционально необходимыми, добиться того, чтобы школьник обнаружил, что разбор помогает ему решать практические задачи правописания. Сведения о происхождении слов (их этимологический анализ — 4-й вид анализа, а также данные о том, из какого именно языка пришли слова в русский язык) также используются не только для того, чтобы расширить представления школьников об истории языка. Процедура исторического (этимологического) анализа (разбора) помогает обнаружить меняющуюся со временем структуру слова, и — самое главное — привлечь значение слова (т. е. его лексический анализ) для решения орфографической задачи. Суть проводимого все усложняющегося синтаксического анализа простого предложения состоит в том, чтобы помочь школьнику обнаружить функции разных членов предложения и понять зависимость между смыслом высказывания и структурой предложения.

Возможности использования транскрипции в учебниках комплекта «Перспективная начальная школа» ограничиваются тем, что московская младшая норма произношения имеет распространение далеко не во всех регионах страны, а тем более сельской местности. Так, жители Костромской и Нижегородской, частично Ярославской областей, жители Вологды, Архангельска и других северных территорий традиционно являются носителями «оканья». В этой связи появление в транскрипции звука [а] на месте первого и второго предударного звука, обозначаемого в слове буквой О, вызывает у школьников данных регионов (как показал эксперимент) сильное недоумение.

В силу этих обстоятельств программа 1-го класса выбирает для звукового анализа слова, в которых гласные звуки находятся в сильной позиции, или слова, где гласный звук [а] в предударной позиции обозначается буквой А. Начиная со 2-го класса программа обозначает разницу произношения слов с первым и вторым предударными звуками на месте буквы О в разных регионах страны как проблему. Опирающееся на московскую младшую норму произношения представление о том, что в предударной позиции никогда не может быть звуков [о] и [э] (представление, которое находит отражение во многих современных учебниках русского языка, созданных в рамках развивающих систем), противоречит практике произношения в тех регионах, которые занимаются по комплекту учебников «Перспективная начальная школа», а фонетика, как известно, «изучает не то, что говорящие могли бы произнести, а то, что реально есть в языке и речи» (М.В. Панов).

Основание для непротиворечивого использования понятия «орфограмма» для безударных (предударных) гласных в учебниках нашего комплекта — это не констатация того, что в данных случаях написание не может быть подтверждено на слух. Основанием является то, что есть сомнение в написании, поскольку существуют РАЗНЫЕ варианты произношения (есть регионы, где написание подтверждается на слух, а есть другие регионы, где оно не подтверждается на слух, более того, эти вторые регионы и представляют общегосударственную норму произношения), а значит, такое написание можно считать орфограммой. В связи с вышесказанным, во-первых, в учебниках чаще всего используется частичное обращение к транскрипции — транскрибируется не слово целиком, но лишь то его место, которое представляет собой орфографическую проблему. Во-вторых, транскрипция целого слова используется в двух вариантах произношения. Использование двух транскрипций одного слова, представляющих два возможных варианта его произношения, ориентирует учащихся прислушиваться к себе, осознавать собственную норму произношения и на этом основании решать конкретную орфографическую задачу. Использование транскрипции целого слова необходимо потому, что позволяет сохранить и развить тот методически грамотный ход, который должен быть усвоен школьниками еще в букварный период: от звука — к его оформлению в букве; от звучащего слова — к его написанию.

Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно - методических работах М.В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения»; П.С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С. Жедек, М.И. Тимченко «Списывание в обучении правописанию»; Е.С. Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В. Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения»; М.С. Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка»; Н.И. Жинкина «Развитие речи младших школьников».            

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Продолжительность курса «Обучение грамоте»(23 учебные недели, 9 часов в неделю (5 часов – письмо, 4 часа – чтение (92 часа)), 207 часов в год (115 часов – письмо, 92 часа - чтение) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи.

Задачи обучения грамоте решаются на уроках русского языка и литературного чтения. Содержание курса «Обучение грамоте» подчеркивает интегрированный характер этого периода с учетом специфики учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

В 1 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляет 50 часов, во 2, 3 и 4 классах – по 170 часов в год (5 часов в неделю). 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ 

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

«Обучение грамоте (письмо)» к концу подготовительного периода 

Обучающиеся научаться

-     на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение текст;

-     называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита;

-     составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстраций, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации, с использованием соответствующих фишек;

-     правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их. 

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

«Обучение грамоте (письмо)» к концу основного периода

Обучающиеся научатся:

-     различать звуки и буквы русского языка;

-     различать гласные – ротораскрыватели, приносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ротосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;

-     определять на слух ударные и безударные гласные;

-     делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

-     определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

-     акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

-     обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов) – создавать звуковую схему – модель слова;

-     читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

-      обозначать звуки буквами и условными значками;

-     читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

-     перекодировать звуковую форму слов из условно – графической в буквенную и наоборот;

-     правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

-     писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

-     выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

-     при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;

-     конструировать печатные и письменные буквы из элементов – шаблонов;

-     определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова – помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;

-     членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;

-     правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте. 

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

«Обучение грамоте (письмо)» к концу заключительного периода

Обучающиеся научатся

-  пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;

-  правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;

-   читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

-  применять приемы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

-  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

-  пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);

-  озаглавливать прослушанный текст;

-  осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

-  применять усвоенные записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости – мягкости согласных и передачи на письме звука [й,];

-  связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно:

1)      при списывании с печатного или письменного текста;

2)      при письме по памяти;

3)      под диктовку учителя;

-   выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, ще, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

-  анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов. 

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА 

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 1-го года обучения 

Содержательная линия «Система языка» 

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся  научатся:

-  различать звуки и буквы;

-  различать буквы и их основные звуковые значения;

-  различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие  твёрдые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные;

-  делить слова на слоги, определять ударный слог;

-  пользоваться способом обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ё, ю, и) и мягкого знака;

-  пользоваться способом обозначения звука [й’] в начале слова ( с помощью букв е, ё, ю, я,);

-  пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.

 Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

-     соблюдать известные орфоэпические нормы речи;

-     устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

 Раздел «Морфология»

Обучающиеся научатся:

-  различать слова – названия предметов, признаков, действий;

-  различать главные и неглавные слова -  названия предметов;

-  определять в тексте слова – помощники.

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся  научатся:

-       различать предложение и слово;

-     определять характер предложения по цели высказывания, как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).

 Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся  научатся:

-  определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения;

-  писать прописную букву в именах собственных;

-  делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строки на другую;

-  писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;

-  писать словарные слова определённые программой;

-  писать под диктовку текст объёмом 18-20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

-  списывать небольшой текст по правилам списывания;

-  читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

 Ожидаемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 1-го года обучения 

В области познавательных УУД (общеучебных)

Обучающиеся  научатся:

-       ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;

-       получить первоначальные навыки инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков находятся в его начале, конце, середине;

-       работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "рабочей тетрадью"): сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради; 

В области коммуникативных УУД

Обучающиеся  получат возможность научиться:

В рамках инициативного сотрудничества:

-       работать с соседом по парте (договариваться о распределении  работы между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом);

-       выполнять работу по цепочке;

В  рамках коммуникации  как взаимодействия:

-       видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них; 

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся  получат возможность научиться:

-       понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками;

-        выполнять работу над ошибками с помощью взрослого. 

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения 

Содержательная линия «Система языка» 

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся  научатся:

-       определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;

-       соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков. 

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

-       правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;

-       правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

 Раздел «Морфемика и словообразование»

Обучающиеся  научатся:

-       различать изменяемые и неизменяемые слова;

-       различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

-       находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

-       выделять в слове окончание (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончание) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

-       выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

-       сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;

-       мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

-       обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;

-       разграничивать разные слова и разные формы одного слова. 

Раздел «Лексика»

Обучающиеся  научатся:

-       выявлять слова, значение которых требует уточнения;

-       определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника. 

Раздел «Морфология»

Обучающиеся  научатся:

-       определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;

-       изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

-       изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам. 

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся  научатся:

-       различать предложение, словосочетание и слово;

-       находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

-       определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

-       находить в предложении основу и неглавные члены;

-       задавать вопросы к разным членам предложения. 

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся  научатся:

-       проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

-       выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

-       писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

-       определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

-       различать на письме предлоги и приставки;

-       употреблять разделительные ь и ъ знаки;

-       находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно. 

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся  научатся:

-       определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

-       членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

-       грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

-       владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

-       соблюдать орфоэпические нормы речи;

-       устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

-       писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета. 

Ожидаемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения           

В области познавательных УУД (общеучебных)

Обучающиеся  научатся:

-     инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

-     ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте;

-     работать с несколькими  источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту) 

В области коммуникативных УУД 

Обучающиеся  получат возможность научиться:

В рамках инициативного сотрудничества:

-       работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы); 

-       выполнять работу по цепочке;        

В рамках коммуникации  как взаимодействия:

-       видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;

-       использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения. 

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся  научатся:

-       понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается; 

-       проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками. 

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 3-го года обучения 

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся  научатся:

-      выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударные и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков). 

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся  научатся:

-       правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;

-       правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы…). 

Раздел «Морфемика и словообразование»

Обучающиеся  научатся:

-   сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью суффикса, с помощью приставки, с помощью суффикса и приставки одновременно, сложением основ с соединительными гласными);

-   мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

-   обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме. 

Раздел «Лексика»

Обучающиеся  научатся:

-       отличать прямое и переносное значение слова;

-       находить в тексте синонимы и антонимы;

-       отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов. 

Раздел «Морфология»

Обучающиеся  научатся:

-       различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

-       различать на письме приставки и предлоги;

-       изменять существительные по числам и падежам; определять их род;

-       различать названия падежей;

-       изменять прилагательные по числам, падежам, родам;

-       изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем – по лицам.

 Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся  научатся:

-       находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное и зависимое слово; ставить от первого ко второму вопрос;

-       находить в предложении основу и второстепенные члены предложения;

-       задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. 

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся  научатся:

-       определять орфограммы;

-       использовать разные способы проверок орфограмм;

-       писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

-       писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;

-       писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на –с, -з (бес-/без-; вс-/вз-; рас-/раз- и др.;

-       писать слова с суффиксами – ек и – ик; писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;

-       писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;

-       находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию. 

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся  научатся:

-       определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;

-       членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

-       грамотно писать и оформлять письма  элементарного содержания;

-       владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

-       работать со словарями;

-       соблюдать орфоэпические нормы речи;

-       устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

-       писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета. 

Ожидаемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 3-го года обучения

 В области познавательных УУД (общеучебных)

Обучающиеся  научатся:

-   свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить  нужную словарную статью;

-   свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление",  быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте,  находить в специально выделенных разделах  нужную информацию;

-    работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

-    работать с несколькими  источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями  к текстам.  

В области коммуникативных УУД 

Обучающиеся  научатся:

В рамках инициативного сотрудничества:

-      работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; 

В рамках коммуникации  как взаимодействия:

-   понимать основание  разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

-   находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели. 

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся  научатся:

-       осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.    

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения

 Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

-       различать звуки и буквы;

-       характеризовать звуки русского языка;

-       зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научится:

-       проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов. 

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научится:

-      правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;

-      правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;

-      правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;

-      соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

-      находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям). 

Раздел «Морфемика и словообразование»

Выпускник научится:

-   проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;

-   сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). 

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

-   выявлять слова, значение которых требует уточнения;

-   определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Выпускник получит возможность научится:

-   подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значения слов;

-   подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

-   различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

-   выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

 Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

-   определять часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;

-   определять три типа склонения существительных;

-   определять название падежей и способы их определения;

-   определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

 Выпускник получит возможность научится:

-   проводить морфологический разбор имен существительных, имён прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

-   находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым относятся союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

 Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

-   определять члены предложения: главные и второстепенные;

-   определять однородные члены предложения;

-   составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

 Выпускник получит возможность научится:

-   различать второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство;

-   выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

-   различать простые и сложные предложения.

 Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

-   применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова; безударных окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;

-   применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки; безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; суффиксов глаголов прошедшего времени; суффиксов глаголов в повелительном наклонении;

-   использовать разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных слов, изменения формы слова, разбор слова по составу, определения принадлежности слова к определённой части речи, использование словаря);

-   определять (уточнять, проверять) правописание определённых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;

-   определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но. 

Выпускник получит возможность научится:

-   осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

-   подбирать примеры с определённой орфограммой;

-   при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

-   при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах. 

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

-   различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);

-   обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;

-   составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;

-   доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;

-   владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;

-   составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;

-   находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;

-   писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

Выпускник получит возможность научится:

-       создавать тексты по предложенному заголовку;

-       подробно или выборочно пересказывать текст;

-   анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

-   корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

-   анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

-   оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов). 

Ожидаемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения 

В области познавательных УУД (общеучебных)

Выпускник научится:

-       ориентироваться в текущей  учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

-       работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);

-        работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; 

В области коммуникативных УУД

Выпускник научится:

В  рамках инициативного сотрудничества:

-   освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

В рамках коммуникации  как взаимодействия:

-   понимать основание  разницы  заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано  высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

-   использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). 

В области регулятивных УУД

Выпускник научится:

-       осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата. 

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена го­товность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и рече­вого развития, которое включает:

- достаточный уровень знаний о системе и структуре русско­го языка, умения использовать знания в стандартных и нестандарт­ных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных ис­точниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литерату­ра) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

- умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом си­туации общения при соблюдении норм речевого этикета, со­ставлять несложные устные монологические высказывания, со­ставлять несложные письменные тексты;

- умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учеб­ный текст, пользоваться словарями и справочными источника­ми, предназначенными для детей этого возраста;

- сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познаватель­ные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учеб­ного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Содержание курса «Обучение грамоте.  Письмо» 1 класс (115 ч.) 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (12 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Гигиенические правила письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Рабочая строка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках. Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. 

ОСНОВНОЙ, ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (88 ч.)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Повторение звука (звуков), изученного на уроке чтения. Соотнесение изученного звука (звуков) с условно-графическими и буквенными символами. Формирование зрительного образа изучаемой буквы (знакомство с шаблонами элементов письменных букв). Алгоритм начертания изучаемых письменных букв. Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Письмо под счет. 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (15 ч)

Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости. 

Содержание курса «Русский язык» 1 класс (50 ч) 

Фонетика и графика  (28 ч.)

Алфавит. Правильное название букв. Расположение слов в алфавитном порядке. Практическое использование последовательности букв алфавита.

Знакомство со звуковым столбиком. Гласные и согласные звуки. Различение звука и буквы. Ударные и безударные гласные. Слог. Ударение. Согласные звуки: звонкие и глухие согласные; твердые и мягкие. Звуковой анализ слова. Звуковая схема слова. Звук  [й'] и буква й. Работа букв е, ё, ю, я. Работа букв е, ё, ю, я в начале слова. Твердые и мягкие согласные звуки. Мягкие и твердые согласные в начале  и середине слова. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков. Распознавание твердых и мягких согласных. Особенности звуков [ж], [ш]. сочетания жи-ши, же-ше. Особенности звука [ц]. сочетания це, ци, цы. Особенности звуков [ч’], [щ’]. сочетания ча-ща, чу-щу. Работа букв ь и ъ. мягкий знак в конце и середине слова. Парные по звонкости – глухости согласные в конце слова. 

Орфоэпия (кол-во часов не указывается, т.к. содержательная линия реализуется в рамках других разделов)

Орфоэпические нормы речи. Нормы речевого этикета. Нормы речевого этикета в ситуациях общения (приветствие, прощание и т.д.) 

Морфология (4 ч.)

Слова-названия предметов, признаков, действий. Слово – предмет, на которое направлено действие. Слова-помощники (предлоги). Графическая схема слова. 

Синтаксис (6ч.)

Предложение. Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания). Предложение по цели высказывания и по интонации. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Графическая схема предложения. 

Орфография и пунктуация (6ч.)

Прописная буква в именах собственных. Правило переноса слов: по слогам с одной строчки на другую. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци – це –цы. Правописание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Правило написания буквы парного согласного на конце слова. Написание ь как обозначающего мягкость согласных в конце слов и в середине слов перед согласными. Правильное обозначение на письме границы предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения). Правописание словарных слов. Правила списывания текста. 

Развитие речи (6 ч.)

 «Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного поступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми. 

Словарь

Адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картон, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, пирог, платок, портфель, Россия, сапог, телевизор, телефон, улица, яблоко (31 слово).  

Содержание курса «Русский язык» 2 класс (170 ч) 

Фонетика и орфография (67 ч.)

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а дру[к], ло[ж]ечка ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний чк, чн, нч. Написание ы или и после ц в разных частях слова. Написание частицы не со словами, называющими действия. Разграничение на письме приставок и предлогов. Написание разделительных ь и ъ. Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.  

Лексика (4 ч.)

Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).

Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о  происхождении слова при решении орфографических задач.

Морфемика и словообразование (4 ч.)

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах. Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании). Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. 

Морфология (50 ч.)

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение). Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов. Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.  

Синтаксис (15 ч.)

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения. Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме.  

Лексикография  (изучается во всех разделах в течение года)

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.  

Развитие речи с элементами культуры речи (30 ч.)

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Текст-описание и текст-повествование. Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.  Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать 

Словарь

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).                  

Содержание курса «Русский язык» 3 класс (170 ч)

 Фонетика и орфография (20 часов)

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.

Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на  -с, -з-. Правописание предлогов. Разграничение на письме приставок и предлогов. Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Написание суффикса –ок- после шипящих. Звукобуквенный разбор слова.  

Лексика (15 ч.)

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. 

Морфемика и словообразование (20 часов)

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. Разбор слова по составу.

 Морфология (70 часов)

Понятие о частях речи.

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение. Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение.

Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний.  Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание  существительных с суффиксом -ищ-.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.  

Синтаксис (15 часов)

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения.

Разбор простого предложения по членам предложения.  

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.  

Развитие речи с элементами культуры речи (30 часов)

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи. Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов. Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.  

Словарь

Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь (75 слов)  

Содержание курса «Русский язык» 4 класс (170 ч)  

Фонетика и орфография (25ч)

Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).

Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения. Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами.

Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.  Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-). Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-). Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение). Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.  Звукобуквенный разбор слова.  

Лексика (содержательная линия реализуется в рамках других разделов)

Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов. Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами. Параномия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Общенародная и не общенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.  

Морфемика и словообразование (15ч)

Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным  словотворчеством в поэзии и детской речи. Морфемная структура русского слова. Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов. Разбор слов разных частей речи по составу.  

Морфология (70ч)

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.

Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения. Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени. Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений. Правописание глаголов в прошедшем времени. Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете выпишите. Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.  

Синтаксис и пунктуация (25ч)

Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам предложения. Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.  

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.  

Развитие речи с элементами культуры речи (35ч)

Освоение изложения как жанра письменной речи.

Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия». Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.

   Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов О и ОБ (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом). Правила употребления местоимений ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.

 Словарь.

Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костёр, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (45 слов).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   

 

  СЧЕТЧИК ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН  

 

 

ПОСТУПИЛО

 

НА РАССМОТРЕНИИ

 

РЕШЕНО

 

 

 

3

 

 

0

 

 

3

 

© МКОУ СОШ с. Сергеевка