Программа составлена на основе авторской программы занятий внеурочной деятельности по профориентации «Мир профессий» для обучающихся 2-4 классов общеобразовательной школы. – 2016 г.- 23с. (авт. Бурменская Л.А., Сычева С.Н., Пшеничникова Н.А.)
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 8-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, полицейского, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Принципы реализации программы:
- научность;
- доступность;
- целесообразность;
- наглядность.
Формы организации занятий внеурочной деятельности по профориентации при реализации программы «Мир профессий» основана на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах (выступления, защита проектов). Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия проводятся в форме дидактических и ролевых игр, составление интервью, чтение и составление текстов по темам разделов, драматизация диалога.
С целью эффективности и результативности занятия содержат следующие виды деятельности:
- игровая деятельность (ролевые игры);
- чтение и составление текстов по темам разделов;
- изобразительная деятельность;
- драматизация диалога;
- прослушивание монологов;
- разучивание текстов;
- интервьюирование;
- проектная деятельность;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, видео и фото реквизитами.
Во время каникул деятельность может видоизменяться (оформление страничек портфолио и защита проектов).
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение программы внеурочной деятельности «В мире профессий» во 2-4 классе отводится:
Количество часов в год – 34 (1 час в неделю).
Количество часов в неделю – 1.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» для 2 класса состоит из четырех разделов:
1. Профессии вокруг нас.
2. Профессии, которые нас охраняют.
3. Профессии, которые нас лечат.
4. Профессии в школе.
Первый раздел – «Профессии вокруг нас» (9часов) позволит сформировать первые умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека.
Многообразие мира профессий. Исследование « Многообразие рабочих профессий». Садовник, дворник. Мастер-цветовод. Продавец. Почтальон.
Во втором разделе «Профессии, которые нас охраняют» (11 часов) продолжается знакомство школьников с трудом людей, которые нас охраняют, углубляются их представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
1. Охранник.
2. Полицейский
3. Пожарный
4. Военный
5. Профессия «Следователь»
6. Следствие ведут второклассники.
7. Разведчик.
8. Летчик.
9. Водолаз.
В третьем разделе «Профессии, которые нас лечат» (6 часов) продолжается развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом людей, которые нас лечат и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявляется активность и инициатива в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.
1. Врач скорой помощи.
2. Детский врач.
3. Зубной врач.
4. Кто лечит глаза.
5. Что лечит ЛОР?
В четвертом разделе «Профессии в школе» (8 часов) обучающиеся получают возможность познакомиться с профессиями людей, которые работают в школе, продолжится воспитание любви к труду, уважение к людям труда.
1. Профессия – учитель.
2. Профессия – воспитатель.
3. Как помогает – логопед.
4. Профессия – библиотекарь
5. Как помогает психолог.
6. Создание странички портфолио «Труд в почете любой»
Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» для 3 класса состоит из четырех разделов:
1. Профессии вокруг нас.
2. Профессии, которые нас кормят.
3. Профессии, которые нас одевают.
4. Профессии, которые помогают путешествовать.
Первый раздел – «Профессии вокруг нас» (9 часов) позволит обучающимся познакомиться с профессиями своих родителей, узнать о трудовых династиях, cформировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека.
1. Кем я хочу стать?
2. Что я знаю о профессиях?
3. История профессий.
4. Творческая страничка «Профессии моей семьи»
5. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
Во втором разделе «Профессии, которые нас кормят» (11 часов) обучающиеся будут овладевать информацией о мире профессий, которые нас кормят, смогут развиватьсвои способности, т.к. на занятиях будут иметь возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, умеющей самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы.
1. Знакомимся с профессиями пищевой промышленности.
2. Хлебороб.
3. Агроном.
4. Пекарь. Кондитер.
5. Повар.
6. Технолог.
7. Реклама понравившейся профессии.
В третьем разделе «Профессии, которые нас одевают» (6 часов) обучающиеся познакомятся с профессиями, которые нас одевают, будут учиться сами создавать модели одежды, будут учиться взаимодействовать в группах, отрабатывать навыки организации своей работы и работы товарищей. В этом разделе будет воспитываться чувство ответственности за качество выполняемой работы.
1. Модельер, кто же он?
2. «Кто создает ткани»
3. Закройщик одежды.
4. Швея.
5. Кто создает обувь?
6. Театр моды Юдашкина.
В четвертом разделе «Профессии, которые помогают путешествовать» (8 часов) обучающиеся получают возможность познакомиться с профессиями людей, которые помогают нам путешествовать. Продолжится воспитание понимания важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, будет формироваться отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.
1. Железная дорога. Кто на ней работает?
2. Наземный транспорт.
3. Подземный транспорт.
4. Воздушный транспорт.
5. Профессия – экскурсовод.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» для 4 класса состоит из двух разделов:
1. Клубные часы профориентационной направленности
2. Калейдоскоп профессий.
Первый раздел – «Клубные часы профориентационной направленности» (15часов) позволит обучающимся познакомиться с ценностями трудолюбия и позитивного влияния любого труда на здоровье и судьбу человека.В игровой форме они будут знакомиться с основами профессиональной культуры в различных видах производственного, обслужающего и домашнего труда. У обучающихся будет формироваться собственное отношение школьников к тем профессиям, в которых востребуется практическое творчество. Получат первый опыт самопрезентации и защите своего проекта.
1. Всем профессиям – почет
2.От лени болеют от труда здоровеют.
3. Все профессии нужны, все профессии важны
4. Все работы хороши!
5. Знатоки комнатных растений.
6. Кошка и собака наши четвероногие друзья
7.Мир ткани и одежда
8.Модель комнатной гостиной
9.Нужные работники – столяры и плотники
10. Истинные сокровища для людей - умение трудиться
11.Страна профессий
12.Ярмарка вакансий
13.Конкурс по профессии «Штукатур»
14.Конкурс «Профессионалы»
15 Мой проект «Профессия»
Во втором разделе «Калейдоскоп профессий» (19 часов) обучающиеся овладеют информацией о мире профессий, с привлечением информационных профессиографических материалов, с изложением малоизвестных исторических фактах, забавных случаев, подборкой пословиц, загадок, ребусов, кроссвордов, литературных отрывков о различных профессиях. На занятиях по профориентации школьники будут иметь возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, умеющий самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы. Формирование уважительного отношения к представителям различных профессий и видам трудовых занятий. Закрепить знания о профессиях, развивать познавательный интерес к содержанию работы представителей различных производственных сфер.
1. Ветеринар
2. Водитель. Безопасность на дороге.
3. Кто работает на ферме?
4. Работники леса.
5. Работники сада и огорода.
6. Повар и пекарь.
7. Пожарник, полицейский.
8. Работники почты и связи.
9. Работники торговли.
10. Сапожник.
11. Кто работает на стройке?
12. Модельер и швея, ткачиха.
13. Флорист.
14. Хлебороб.
15. Художник, писатель, поэт, композитор…
16. Рыбак и охотник.
17. Работники бытового обслуживания и коммунального хозяйства.
18. Защита проектов «Я в мире профессий»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации программы «Мир профессий» обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
-Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Результаты обучения
В конце курса учащиеся должны иметь представление:
• о данных видах профессий их инструментах;
• о специфике их работы;
Обучающийся научится:
• новые термины по отдельным профессиям;
• научится некоторым элементам деятельности отдельных профессий.
Обучающийся получит возможность научиться:
• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты; выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
• побывать на экскурсиях в различных предприятиях, пообщаться и взять интервью у их работников;
Представить свой проект на выбранную профессию, используемые инструменты и их особенности
• готовиться к профессиональному самоопределению, к способности к самостоятельному и осознанному построению и дальнейших постоянных корректировках самим подростком профессиональных и жизненных перспективы своего развития.