Главное меню  

   

Кто на сайте?  

Сейчас 105 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

   
Все для Joomla. Беспланые шаблоны и расширения.

 

1.                  Пояснительная записка

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Хочу все знать!» по общеинтеллектуальному направлению   разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом принципов и методических установок, содержащихся в пособии для учителя "Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор"/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М: Просвещение, 2010г. Данная образовательная программа составлена на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ, 2012 г.

 

Программа данной внеурочной деятельности введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа занятия «Хочу все знать!»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом МКОУ СОШ с.Сергеевка.

 

            Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

 

    Отличительными особенностями программы внеурочной деятельности «Хочу все знать!» являются:

 

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

 

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

 

3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом,  родителями.

 

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

 

 Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

 

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

ü    Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

 

ü    Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

 

ü    Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.

 

ü    Расширять опыт  общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

 

Принципы: 

 

- доступность, познавательность и наглядность

 

- учёт возрастных особенностей

 

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

 

- усиление прикладной направленности обучения

 

- психологическая комфортность

 

Формы и объем занятий:

 

· Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

 

·  Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).

 

· Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

 

· Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

 

·Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

 

   Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

 

Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

 

Объем: Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 135  часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.   Срок реализации 4 года :

 

1 класс – 33 часа

 

2 класс – 34 часа

 

3 класс – 34 часа

 

4 класс – 34 часа

 

2. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной

 

               деятельности «Хочу все знать!»

 

       Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. [7, с.4].

 Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ с. Сергеевка. Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

 

 Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:

 

ü    овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

 

ü    формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

 

ü    формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

 

Метапредметные результаты

 

ü    Регулятивные универсальные учебные действия

 

ü    -предвосхищать результат.

 

ü    - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

 

ü    -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

 

ü    - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

 

ü    Коммуникативные универсальные учебные действия

 

ü    -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

 

ü    - предлагать помощь и сотрудничество;

 

ü    - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

 

ü    - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

 

ü    - формулировать собственное мнение и позицию;

 

ü    - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

 

ü    Познавательные универсальные учебные действия

 

ü    - ставить и формулировать проблемы;

 

ü    -  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

 

ü    - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

 

ü    -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

 

ü    - установление причинно-следственных связей;

 

В программе  «Хочу все знать! » описаны  требования к обучающимся по годам обучения.

 

К концу первого года обучения школьники будут знать  и уметь:

 

ЗУН
Универсальные учебные действия
Игры и игрушки 
Обучающиеся будут знать:
Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры
Обучающиеся будут уметь:
Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). 
Коммуникативные УУД
·       Постановка вопросов;
·Умение выражать свои мысли  полно и точно;
·Управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
·  Целеполагание;
·   Волевая саморегуляция
·                    Оценка;
·                    Коррекция
Познавательные УУД
·                    Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
·                    Выделение познавательной цели;
·                    Выбор наиболее эффективного способа решения;
·                    Смысловое чтение;
·                    Анализ объектов;
·                    Доказательство;
·                    Установление причинно-следственных связей;
·                    Построение логической цепи рассуждений
 
Все для дома
Обучающиеся будут знать:
Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения.  Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены.
Обучающиеся будут уметь:
Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями
 

 

 

 

    К концу второго года обучения школьники будут знать  и уметь:

 

ЗУН
Универсальные учебные действия
Школа
Обучающиеся будут знать:
Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда и ребуса.
 
Обучающиеся будут уметь:
Пользоваться фондом школьной библиотеки. Составлять простейший кроссворд. Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
 
 
 
Познавательные  УУД
·                    Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
·                    Выделение познавательной цели;
·                    Выбор наиболее эффективного способа решения;
·                    Смысловое чтение;
·                    Анализ объектов
·                    Синтез как составление частей целого;
·                    Доказательство;
·                    Установление причинно-следственных связей;
·                    построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
·                    Постановка вопросов;
·                    Умение выражать свои мысли  полно и точно;
·                    Разрешение конфликтов.
·                    Управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
·                    Целеполагание;
·                    Волевая саморегуляция
·                    Прогнозирование уровня усвоения
·                    Оценка;
·                    Коррекция
 
Еда
Обучающиеся будут знать:
Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы  правильного питания. Составляющие части блюд.
Обучающиеся будут уметь:
Различать полезные и вредные продукты.  Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).
 
 
 

 

 

 

 

 

ЗУН
Универсальные учебные действия
Одежда
Обучающиеся будут знать:
Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера.
Обучающиеся будут уметь:
Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую   модель русского костюма. Наблюдать объекты .
 Характеризовать их особенности.
Группировать (классифицировать)
по отличительным признакам.
Составлять презентацию.
 
 
Познавательные УУД
·                    Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
·                    Выделение познавательной цели;
·                    Выбор наиболее эффективного способа решения;
·                    Смысловое чтение;
·                    Анализ объектов
·                    Синтез как составление частей целого;
·                    Доказательство;
·                    Установление причинно-следственных связей;
·                    построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
·                    Постановка вопросов;
·                    Умение выражать свои мысли  полно и точно;
·                    Разрешение конфликтов.
·                    Управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
·                    Целеполагание;
·                    Волевая саморегуляция
·                    Оценка;
·                    Коррекция
 
Праздник
Обучающиеся будут знать:
Название и историю появления праздников и обычаев.
Обучающиеся будут уметь:
Соблюдать основные правила этикета,  применять их на практике.  Изготовить соответствующее украшение и подарок  к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе.
 
 

К концу третьего года обучения школьники будут знать  и уметь: 

 

К концу четвертого  года обучения школьники будут знать  и уметь:

 

ЗУН
Универсальные учебные действия
Предприятия, сооружения, здания
Обучающиеся будут знать:
Происхождение некоторых сооружений  и культурно-развлекательных  центров. Историю их создания и предназначение.
Обучающиеся будут уметь:
Характеризовать особенности отдельных сооружений и зданий. Составлять презентацию. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников)
 
 
Познавательные УУД
·                    Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
·                    Выделение познавательной цели;
·                    Выбор наиболее эффективного способа решения;
·                    Смысловое чтение;
·                    Анализ объектов
·                    Синтез как составление частей целого;
·                    Доказательство;
·                    Установление причинно-следственных связей;
·                    построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
·                    Постановка вопросов;
·                    Умение выражать свои мысли  полно и точно;
·                    Разрешение конфликтов.
·                    Управление действиями партнера( оценка, коррекция)
Регулятивные УУД
·                    Целеполагание;
·                    Волевая саморегуляция
·                    Оценка;
·                    Коррекция
Транспорт
Обучающиеся будут знать:
Основные виды транспорта, их появление. Профессии  сопровождающие работу транспорта.
Обучающиеся будут уметь:
Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте,  применять их на практике.  Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия.
 
 
Полезные изобретения
Обучающиеся будут знать:
Роль современных изобретений в жизни человека и общества, их предназначение
Обучающиеся будут уметь:
Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты .
 Характеризовать их особенности.
Группировать (классифицировать)
по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия.
 
 

 

 Формы учёта знаний, умений

 

            В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты,  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

 

Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

 

1год обучения: опросные листы, тесты, беседы

 

2-4 год обучения: тесты, листы самооценки, мини-проекты, творческие проекты, конкурсы, выставки

 

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

 

Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения». 

 

Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)

 

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:

 

1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

 

2-й уровень (80-90% ) — 4 балла

 

3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

 

Самоконтроль:  1 год обучения учитель (или родители), а во 2 классе, когда дети научатся писать, им предлагаются Листы самооценки «Мои достижения».   Основными задачами их введения являются:

 

·                     развитие познавательных интересов обучающихся

 

·                     создание ситуации успеха для каждого ученика

 

·                     повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях

 

·                     максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка

 

·                     приобретение навыков саморефлексии

 

Пример:

 

Раздел
Тема
Я знаю
Я умею
«Школа»
Первые рисунки
Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер.
Рисовать восковыми мелками слона.

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   

 

  СЧЕТЧИК ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН  

 

 

ПОСТУПИЛО

 

НА РАССМОТРЕНИИ

 

РЕШЕНО

 

 

 

3

 

 

0

 

 

3

 

© МКОУ СОШ с. Сергеевка