1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности«Хочу все знать!» по общеинтеллектуальному направлению разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом принципов и методических установок, содержащихся в пособии для учителя "Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор"/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М: Просвещение, 2010г. Данная образовательная программа составлена на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ, 2012 г.
Программа данной внеурочной деятельности введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа занятия «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом МКОУ СОШ с.Сергеевка.
Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Отличительными особенностями программы внеурочной деятельности «Хочу все знать!» являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, родителями.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
ü Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
ü Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
ü Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
ü Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Формы и объем занятий:
· Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
· Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
· Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
· Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
·Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Объем: Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года :
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
2. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности «Хочу все знать!»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. [7, с.4].
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ с. Сергеевка. Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:
ü овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
ü формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
ü формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
ü Регулятивные универсальные учебные действия
ü -предвосхищать результат.
ü - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
ü -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
ü - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
ü Коммуникативные универсальные учебные действия
ü -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
ü - предлагать помощь и сотрудничество;
ü - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
ü - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
ü - формулировать собственное мнение и позицию;
ü - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
ü Познавательные универсальные учебные действия
ü - ставить и формулировать проблемы;
ü - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
ü - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
ü -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
ü - установление причинно-следственных связей;
В программе «Хочу все знать! » описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения школьники будут знать и уметь:
ЗУН |
Универсальные учебные действия |
Игры и игрушкиОбучающиеся будут знать:Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игрыОбучающиеся будут уметь:Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). |
Коммуникативные УУД· Постановка вопросов;·Умение выражать свои мысли полно и точно;·Управление действиями партнера( оценка, коррекция)Регулятивные УУД· Целеполагание;· Волевая саморегуляция· Оценка;· КоррекцияПознавательные УУД· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;· Выделение познавательной цели;· Выбор наиболее эффективного способа решения;· Смысловое чтение;· Анализ объектов;· Доказательство;· Установление причинно-следственных связей;· Построение логической цепи рассуждений |
Все для домаОбучающиеся будут знать:Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения. Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены.Обучающиеся будут уметь:Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями |
К концу второго года обучения школьники будут знать и уметь:
ЗУН |
Универсальные учебные действия |
ШколаОбучающиеся будут знать:Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда и ребуса.Обучающиеся будут уметь:Пользоваться фондом школьной библиотеки. Составлять простейший кроссворд. Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. |
Познавательные УУД· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;· Выделение познавательной цели;· Выбор наиболее эффективного способа решения;· Смысловое чтение;· Анализ объектов· Синтез как составление частей целого;· Доказательство;· Установление причинно-следственных связей;· построение логической цепи рассужденийКоммуникативные УУД· Постановка вопросов;· Умение выражать свои мысли полно и точно;· Разрешение конфликтов.· Управление действиями партнера( оценка, коррекция)Регулятивные УУД· Целеполагание;· Волевая саморегуляция· Прогнозирование уровня усвоения· Оценка;· Коррекция |
ЕдаОбучающиеся будут знать:Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы правильного питания. Составляющие части блюд.Обучающиеся будут уметь:Различать полезные и вредные продукты. Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). |
ЗУН |
Универсальные учебные действия |
ОдеждаОбучающиеся будут знать:Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера.Обучающиеся будут уметь:Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую модель русского костюма. Наблюдать объекты .Характеризовать их особенности.Группировать (классифицировать)по отличительным признакам.Составлять презентацию. |
Познавательные УУД· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;· Выделение познавательной цели;· Выбор наиболее эффективного способа решения;· Смысловое чтение;· Анализ объектов· Синтез как составление частей целого;· Доказательство;· Установление причинно-следственных связей;· построение логической цепи рассужденийКоммуникативные УУД· Постановка вопросов;· Умение выражать свои мысли полно и точно;· Разрешение конфликтов.· Управление действиями партнера( оценка, коррекция)Регулятивные УУД· Целеполагание;· Волевая саморегуляция· Оценка;· Коррекция |
ПраздникОбучающиеся будут знать:Название и историю появления праздников и обычаев.Обучающиеся будут уметь:Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике. Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе. |
К концу третьего года обучения школьники будут знать и уметь:
К концу четвертого года обучения школьники будут знать и уметь:
ЗУН |
Универсальные учебные действия |
Предприятия, сооружения, зданияОбучающиеся будут знать:Происхождение некоторых сооружений и культурно-развлекательных центров. Историю их создания и предназначение.Обучающиеся будут уметь:Характеризовать особенности отдельных сооружений и зданий. Составлять презентацию. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) |
Познавательные УУД· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;· Выделение познавательной цели;· Выбор наиболее эффективного способа решения;· Смысловое чтение;· Анализ объектов· Синтез как составление частей целого;· Доказательство;· Установление причинно-следственных связей;· построение логической цепи рассужденийКоммуникативные УУД· Постановка вопросов;· Умение выражать свои мысли полно и точно;· Разрешение конфликтов.· Управление действиями партнера( оценка, коррекция)Регулятивные УУД· Целеполагание;· Волевая саморегуляция· Оценка;· Коррекция |
ТранспортОбучающиеся будут знать:Основные виды транспорта, их появление. Профессии сопровождающие работу транспорта.Обучающиеся будут уметь:Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте, применять их на практике. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия. |
|
Полезные изобретенияОбучающиеся будут знать:Роль современных изобретений в жизни человека и общества, их предназначениеОбучающиеся будут уметь:Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты .Характеризовать их особенности.Группировать (классифицировать)по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия. |
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1год обучения: опросные листы, тесты, беседы
2-4 год обучения: тесты, листы самооценки, мини-проекты, творческие проекты, конкурсы, выставки
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: 1 год обучения учитель (или родители), а во 2 классе, когда дети научатся писать, им предлагаются Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
· развитие познавательных интересов обучающихся
· создание ситуации успеха для каждого ученика
· повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
· максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
· приобретение навыков саморефлексии
Пример:
Раздел |
Тема |
Я знаю |
Я умею |
«Школа» |
Первые рисунки |
Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер. |
Рисовать восковыми мелками слона. |